Цитадель Хаоса - сайт о творчестве Майкла Муркока

Предоставлено сайтом excalibur1.narod.ru

Биография Майкла Муркока


   Moorcock, Michael (Майкл Муркок), род. в 1943 г., английский писатель и редактор, один из признанных лидеров британской "Новой Волны". Родился в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера, однако, переехав еще в детстве в Лондон, живет там до сих пор. Детство и юношество писателя пришлись на особый период -- распад Британской империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, -- еще вчера жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве -- идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации к новой. Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), М. еще подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских ВВС он заканчивает престижный Питманс--колледж, после чего с головой окунается в богемную жизнь. С юных лет М. неплохо играл на гитаре и других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир битломания повлияли на выбор жизненного пути -- он организовал и возглавил группу "Hawkwind" ("Ястребиный ветер"), в репертуаре которой было много его собственных песен и композиций. Увлекался М. и политикой. В начале 1960-х годов он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган Либеральной партии, журнал "Current Topics". Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую публицистическую книгу "Отход от свободы: эрозия демократии в современной Британии". В начале 1960-х будущий редактор и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз - в 1983-м) - на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли. С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа "Хоквинд" и оставила после себя несколько альбомов, а во время пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час М. наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал (и пописывал) еще с раннего детства. При этом, М. весьма рано обнаружил в себе довольно редкий дар -- он оказался талантливым редактором.

   Сначала он работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый журнальчик назывался "Приключения Тарзана", и возглавил М. его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального издания увидела свет первая серия М. в жанре "героической фэнтези", начатая в майском номере за 1957 г. рассказом "Сойян-меченосец" (в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике "Сойян"). Однако, главные средства к существованию давали по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве детективной литературы). Все изменилось, когда Майкл познакомился с Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных британских журналов фантастики, духовным вождем и беспрекословным авторитетом британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной, как для М., так и для самого Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического журнала "Новые миры" (New Worlds), основанного еще в 1946 г. Поначалу М. стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые тогда Карнеллом, - "SF Adventures" и "Science Fantasy", и быстро добился определенного успеха у читателей, -- сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома "марсианской" трилогии, созданной в подражание Э.Р.Берроузу (она вышла в 1965 г. под псевдонимом Эдвард П.Брэдбери). А в 1964 г. журнал "Новые миры" неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский пост. Но, спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с новым редактором - двадцатичетырехлетним Майклом Джоном М. После этого, в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, "Новые миры" стали рупором целого литературного движения - т.н. "Новой Волны". Еще в юности М. горячо спорил с другими фанами, утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой, не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также "человеческого измерения". Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно, как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах собственного журнала. Главной основой "Новой Волны" было резко-агрессивное неприятие "классической" научной фантастики. Поэтому, писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее известными представителями движения, кроме самого М., стали -- британцы Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон (как видите, очень разные по манере авторы). Все годы, пока М. редактировал "Новые миры", он не переставал писать. Но, лишь в середине 1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели, "обнаружили" нового писателя, -- очень плодовитого, разнообразного, последовательного в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного, ироничного и стилистически "экипированного" на любой вкус. С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной (термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла написаны в разных жанрах -- тут и "твердая" НФ, и фэнтези, и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и "космическая опера", и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое целое (чему нимало способствовало и частое переписывание автором ранних произведений). [Все это превращает составление библиографии книг М. в адский труд!]. М. создал несколько сериалов довольно специфической "героической фэнтези". Впрочем, писатель никогда не скрывал, что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были нужны для поддержания "на плаву" своего журнала. Однако, его сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только присмотреться к его героям -- в отличие от лишенных сомнений суперменов Берроуза, Говарда и других основоположников "героической фэнтези", герои М. обычно -- мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями, фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они - люди безо всяких приставок "супер" (можно сказать, что именно М. стоит у истока современной "героики"). Перу М. также принадлежит критическая работа, посвященная жанру фэнтези, - "Wizardry and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy" (1987). В настоящее время М. живет в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Награды -- лауреат "Небьюлы", Всемирной премии фэнтези и трижды -- Британской премии фэнтези. По его книгам созданы ряд комиксов и видеоигр. При написании персоналии использована статья Вл.Гакова "Вечный поборник" (в кн.: М.Муркок. Рунный посох. М.: Армада, 1996).

   В нижеприведенной библиографии указывается книги ТОЛЬКО в жанре фэнтези (хотя разделить по жанрам творчество Муркока очень сложно -- помимо всего прочего, его герои часто мигрируют из романа в роман, вне зависимости от первоначальной жанровой направленности). Если найдете к-л. ошибки, пишите.

   Вечный Воитель (на рус. яз. большинство фэнтезийных романов цикла выходили в собрании сочинений Майкла Муркока в изд. "Северо-Запад"; сейчас их издает изд. ЭКСМО) -- гигантский мегацикл, включающий в себя десятки романов и повестей, написанных в жутком смешении жанров -- различных видах НФ и фэнтези (и не только...). Герои цикла -- реинкарнации некого Вечного Воителя, Героя и Победителя (в оригинале цикл называется "Eternal Champion", но "чемпион" здесь имеет не спортивный смысл), которому от начала и до конца Времен в разных параллельных мирах предстоит играть решающую роль в глобальном столкновении сил Порядка и Хаоса, выступая то на одной, то на другой стороне. Цикл объединен не сюжетом (хотя герои одной серии иногда переходят в другую, а инкарнациям Вечного Победителя даже доводится сражаться плечом к плечу), а общей философией и идеологией, построенными на основе древнего учения зороастризма (и более позднего манихейства), в центре которого -- идея вечной и непрекращающейся борьбы двух начал, высших космических сил - Ормазда и Арихмана (М. много лет увлекался этой религией; кроме того налицо элементы других теологических моделей -- христианства, дзен-буддизма и скандинавско-кельтской мифологии). В каждой из конкретных реальностей Мультивселенной, Вечный Победитель принимает различные облики, в зависимости от того, какая именно инкарнация здесь может понадобится. С литературной точки зрения, произведения мегацикла написаны очень неровно, часто эстетски стилизованы, иногда пародийны. К тому же, М. поистине "Вечный Чемпион" по многократному переписыванию своих книг. Можно сказать, что именно М. стал главным постмодернистом жанра фэнтези.

   +Хроники Эрикёзе: The Eternal Champion (Вечный Воитель,1962), Phoenix in Obsidian (Феникс в Обсидиане/Серебряные воины,1970), The Dragon in the Sword (Дракон в мече/Орден Тьмы,1986) -- герой этого цикла, -- американец из XX века Джон Дейкер, в чьих жилах течет кровь индейцев-ирокезов. Некая мистическая сила переносит его в далекое будущее, где человечеству грозит полное истребление от гуманоидной расы элдренов, и Дейкер, которого там именуют Эрикёзе, с помощью волшебного меча, восстанавливает Порядок, уничтожая орды захватчиков. Однако постепенно он начинает понимать, что "истина где-то рядом", но не прямо под носом, и влюбляется в принцессу элдренов Эрмижад. Главное отличие Эрекёзе от других инкарнаций Вечного Воителя в том, что он помнит все свои прошлые и будущие воплощения, что причиняет ему огромные страдания. Во втором романе, он попадает в мир покрытый льдами, где остатки человечества пытаются покорить Серебряные воины. В третей книге вновь призванный Эрекёзе встречается с еще одной инкарнацией Вечного Воителя - Эрихом фон Беком. И вместе они должны освободить дракона, заключенного в мече.; The Swords of Heaven, the Flowers of Hell (Мечи Небес, Цветы Ада,1978/совм. с Говардом Чайкином) -- иллюстрированное издание (нечто вроде комикса) по мотивам саги.

   +Хроники Элрика -- самая популярная серия М. (вообще, не только фэнтезийная). Это история последнего императора Мелнибонэ, некогда могущественейшего государства мира, павшего под ударами варваров (не без помощи и самого Элрика). Первоначально цикл задумывался как пародия на Конана: один -- варвар-амбал с гривой черных волос, способный пришибить врага чем попало и не испытывающий при этом никаких сомнений и сожалений, к тому же презирающий магию, другой -- наследственный император-интеллектуал, болезненный альбинос, черпающий силу лишь от своего волшебного Черного Меча, буквально пропитанный магией и раздираемый сомнениями. Конан начинает с низов, он вор, пират, наемник, который становится королем; Элрик же проходит путь от императора до бездомного авантюриста. Впрочем, цикл только начинался как горькая пародия, переродившись затем в весьма специфическую "антигероическую" фэнтези. Элрик странствует по охваченным Хаосом землям в компании с полуразумным, пожирающим человеческие души и передавая их жизненную силу хозяину, заколдованным мечом Буревестником, и непонятно -- кто в этом симбиозе хозяин, а кто -- раб. В результате рождается новый Хаос, а принц становится предателем тех самых идеалов, за которые будто бы обнажал меч. И в конце концов, Элрик находит смерть от собственного оружия... . М. создал несколько сборников, которые затем переписал, чтобы они не противоречили друг другу (я указываю только финальный вариант). Серия состоит из двух циклов: Элрик из Мелнибонэ: Elric of Melnibone/The Dreaming City (Элрик из Мелнибонэ/ Город Грёз,1976/1972), The Fortress of the Pearl (Крепость Жемчужины,1989), The Sailor on the Seas of Fate (Плывущий по Морям Судьбы,1976: сб./номинант Всемирной премии фэнтези-1977), The Weird of the White Wolf (Участь Белого Волка, 1977: сб.), The Sleeping Sorceress/The Vanishing Tower (Спящая волшебница/ Исчезающая башня,1971/1970), The Revenge of the Rose (Месть Розы,1991), The Bane of the Black Sword (Проклятие Черного Меча,1973: сб.), Stormbringer (Буреносец,1977) -- основная сага о жизни последнего императора Мельнибонэ. Родившись немощным альбиносом, он вынужден поддерживать свою жизнь при помощи лекарств и магии. Когда Элрик отправляется в странствия по миру, его трон и невесту захватывает кузен Йиркун. Получив от своего покровителя, бога Хаоса Ариоха могучий рунный меч Буреносец, Элрик, во главе пиратского флота из Молодых королевств возвращается в Мелнибонэ и превращает его в руины, убивая и кузена, и свою возлюбленную (ее, правда, случайно). Затем он отправляется в добровольное изгнание, и под прозвищем Белый Волк принимает участие в многочисленных авантюрах. Затем Элрик встречает новую любовь Заринию, но нет покоя суперантигерою, -- назревает Последняя Битва между Владыками Хаоса и Порядка, и Элрик суждено сыграть в ней решающую роль...(библиография дается по внутренней хронологии цикла); Сказания об Альбиносе: The Dreamthief's Daughter (Дочь Похитительницы Снов,2001), The Skrayling Tree: The Albino in America (Древо Скрелингов: Альбинос в Америке,2003/предварительно анонсировался как The Silverskin), Swordsman of Mirenburg (Меченосец Меренбурга, выйдет в 2004/ предварительно анонсировался как Mournblade) -- еще один цикл об Элрике (здесь как с Шерлоком Холмсом, -- читатели никак не дают "похоронить" героя). На этот раз, Элрик видит сон о своих новых приключениях, -- в "Дочери" герои сражаются с фашистами и бессмертным злодеем принцем Гейнором Проклятым, а в "Древе" спасают мировое древо от дракона, чьи слезы убивают корни. Романы цикла очень тесно переплетаются с циклом о семье фон Бек (и неизвестно, какая линия главнее. Впрочем, несмотря на то, что в романах две трети занимают история фон Беков, цикл все же называется "Сказания об Альбиносе", и посему я отношу его к "Хроникам Элрика"; Elric at the End of Time (Элрик на Краю Времени,1984) -- повесть, примыкающий к саге, в которой альбинос-изгнанник переносится в далекое будущее, к Краю Времен (пересекается с другим циклом М. -- "Танцоры на Краю Времени"; The Return to Melnibone (Возвращение в Мелнибонэ,1973/совм. с Филипом Друллетом) -- иллюстрированное издание (нечто вроде комикса) по мотивам "Саги об Элрике".

   +Хроники Хокмуна -- действие этого цикла происходит в далеком будущем, когда мир впал в волшебное варварство, псевдо-Средневековье. По дорогам этого мира странствует очередная инкарнация Вечного Воителя -- Дориан Хокмун, герцог Кёльнский... Цикл распадается на два подцикла, связанными только несколькими героями. Сага Рунного Посоха: The Jewel in the Skull (Драгоценность во лбу,1967), Sorcerer's Amulet/The Mad God's Amulet (Амулет волшебника/Амулет Безумного Бога,1968), The Sword of the Dawn (Меч Рассвета,1968), The Runestaff/The Secret of the Runestaff (Рунный Посох/Секрет Рунного Посоха,1969) -- в этой тетралогии Дориан Хокмун стремится проникнуть в тайну волшебного Рунного Посоха, дабы уничтожить Темную Империю Гранбретань. Он призван Посохом на защиту мироздания от короля Хеона, владыки Гранбретани, чьи полчища покоряют страну за страной и континент за континентом. Хокмун должен победить - иначе мир погибнет.; Замок Брасс: Count Brass (Граф Брасс,1973), The Champion of Garathorm (Защитник Гараторна, 1973), The Quest for Tanelorn (В поисках Танелорна,1975) -- Империя Мрака рухнула. В решающей схватке погибли герои, служившие Рунному Посоху, но Дориан Хокмун отправляется в опасное путешествие, чтобы воскресить своих друзей, а затем найти загадочный Великий город Танелорн, центр Мироздания.

   +Хроники Корума -- цикл об очередной инкарнации Вечного Воителя, вадагском принце Корума Джайлине Ирси, именуемого также Принц в Алом Плаще. Состоит из двух трилогий: Пиковые Владыки: The Knight of the Swords (Рыцарь мечей/Валет пик,1971/ Британская премия фэнтези-1973), The Queen of the Swords (Королева мечей/Дама пик,1971), The King of the Swords (Король мечей/Король пик,1971/Британская премия фэнтези-1974) -- угасающая раса гуманоидов-вадагов мирно доживала свой срок в замках, когда пришедшие с соседнего континента мабдены-люди, начали истреблять их. Последний из своей расы Корум лишается руки и глаза и клянется отомстить за себя и своих сородичей. Постепенно он узнает, что за мабденами стоят Повелители Хаоса, с которыми ему предстоит тяжелая борьба; Серебряная Рука: The Bull and the Spear (Бык и копье,1973), The Oak and the Ram (Дуб и овен,1973), The Sword and the Stallion (Меч и жеребец,1974) -- после победы над Повелителями Хаоса прошло много лет, возлюбленная Корума Ралина умерла от старости, а он постепенно сходит с ума, слыша по ночам призрачные голоса. Его старый товарищ, вечный странник Джерри-а-Конел объясняет, что к Коруму взывают далекие потомки народа его возлюбленной, которым требуется помощь. Корум перемещается в другой мир, где остатки людей с трудом обороняются от натиска Фой Мьёр - Народа льдов, и возглавляет борьбу с угнетателями...

   +Хроники семьи фон Бек -- цикл о разных представителях германской семьи фон Бек, не связанных сюжетно: The Warhound and the World's Pain (Пес войны и боль мира, 1981/номинант Всемирной премии фэнтези-1982) -- действие романа происходит в неком альтернативно-фэнтезийном Средневековье. Главный герой -- ландскнехт Ульрих фон Бек, заключивший сделку с Люцифером, ищет Святой Грааль, The City in the Autumn Stars (Город в Осенних звездах,1986) -- в этой книге, написанной в традициях авантюрно-плутовского романа, Манфред фон Бек, бежав из охваченного якобинским террором Парижа 1793 г., попадает в загадочный Город, где находит свою любовь и участвует в событиях, также связанных со Святым Граалем; The Brothel in Rosenstrasse (Бордель на Розенштрассе,1982) -- это псевдореалистический (!) роман примыкает к циклу, так как главный герой, престарелый граф фон Бек, вспоминает здесь свои эротические похождения в юные годы, накануне Первой мировой войны; Lunching with the Antichrist (Завтрак с Антихристом,1994: сб.) -- примыкающий к циклу сборник, состоящий из 7 историй о разных членах семьи Бек. Действие происходит в XX и XXI веках (с 1925 по 2015 гг.), каждый персонаж играют здесь роль Искателя.

   +Второй Эфир: Blood (Кровь: фантазия Юга,1994), Fabulous Harbours (Невероятные гавани,1995: сб.), The War Amongst the Angels (Война против ангелов,1996/номинант Британской премии фэнтези-1996) -- цикл, примыкающий к саге о семье фон Бек.. В первом романе потомки семьи живут на американском юге и один из них, с типичным для персонажей М. именем Джек Караквазиан находит проход между в иной мир, чудовищную вселенную Второго Эфира. В "Невероятных гаванях" разные герои рассказывают свои истории. В "Войне против ангелов" Роза фон Бек, разбойница с большой дороги, также находит проход между измерениями и принимает участие в извечной борьбе Хаоса и Порядка.

   +отдельные произведения и сборники: Sojan (Сойян,1977: сб.) -- сборник ранних рассказов в духе Говарда и Бэрроуза о приключениях Сойяна-меченосца; Gloriana (Глориана, 1978/Всемирная премия фэнтези-1979) -- альтернативно-историческая фантазия. Могучей империей Альбион, куда входят Англия, Америка и большая часть Азии, управляет королева Глориана (гибрид реальной королевы Виктории и мифической королевы Глорианы из классической поэмы Э.Спенсера "Царство фей"). В Альбионе царит Золотой Век. Однако, держится он во многом благодаря усилиям канцлера Монтфалкона и его сети шпионов и убийц. И однажды канцлер объединяется с врагами Альбиона, замышляя убить Глориану и разрушить ее королевство. Эта книга считается одной из вершин творчества М., причудливым гибридом фантазии Ренессанса и псевдоисторических реалий 19 века., Earl Aubec (Граф Аубек,1979: сб.) -- сборник рассказов, в т.ч. о графе Аубеке, еще одной инкарнации Вечного Воителя, великого завоевателя земель Хаоса из мира Элрика (император Мелнибонэ владел мечом Аубека, до того как обрел Буреносец); Tales from the Texas Woods (Сказания техасских лесов,1997: сб.) -- сборник мистико-фэнтезийных рассказов, действие которых происходит в Техасе. Здесь есть и пародийный вестерн, пересекающийся с историей Элрика, и мистический детектив под Шерлока Холмса. В сборник также входят ряд литературоведческих эссе; Silverheart (Серебряное Сердце,2000/совм. с Сторм Константайн/rus) -- роман весьма своеобразной технофэнтези, действие которого происходит в великом городе -- сердце Множественной Вселенной, который появился в водовороте Хаоса в Начале Времен (причем это не Танелорн, хотя, быть может, его "отражение"...). Пресыщенные путешественники сквозь бесчисленные миры и реальности замирают в восхищении, любуясь иллюзорной красотой загадочного Карадур-Шрилтаси, хранящего легендарные артефакты: Зеркало Дракона, Алмаз Всех Времен, Серебряное Сердце... Однако старинный город славен не только волшебным прошлым, но и не менее удивительным настоящим, в котором встретились Макс Сильвер-Скин из Клана Серебра и Леди Роза Айрон из Клана Железа. Бунтарь из благородной семьи, Макс должен обнаружить тайны его наследия или погибнуть от клейма на своей груди в виде серебряного сердца. А дело в том, что Макс - часть древнего пророчества..

Биография Майкла Муркока