Вечный Воитель


  Острословы говорили об известном итальянском композиторе Антонио Вивальди, что тот написал триста один и тот же концерт, тем самым желая подчеркнуть похожесть и однообразие творений великого музыканта. О написанном Майклом Муркоком можно сказать прямо противоположное. Несмотря на то, что из-под его пера вышло около сотни романов, все они представляют собой как бы главы гигантской книги, которую он писал и пишет всю свою жизнь. И называется она "The Ethernal Champion" - "Вечный Воитель".

  XX век - эпоха стилизаций. Столетие расцвета европейского декаданса, отрицающего Настоящее и воспевающего Прошлое. Затем это Прошлое в чуть подкрашенном и слегка отретушированном виде стало основой модернизма, который "плавно" перешел в постмодернизм. Позже, ностальгия по "старым добрым временам" воплотилась в стиле "ретро"... Век XX - последний век уходящего тысячелетия. Он подводит итог всему изваянному, написанному, сказанному и пропетому, осмысливая чужое, но не создавая ничего своего.

  Наверное оттого тысячелетний итог "культурогенеза", замкнув виток спирали закона "отрицания отрицания" в конце цикла пришел к его началу, вновь творя мифы. Но гомеры XX века оказались в куда более выигрышном положении, чем слепой аэд античности, ибо к их услугам заботливо расфасованные в банках данных лавины информации и достаточно нажать клавишу на компьютере, чтобы насытить несуществующими подробностями просчитанный алгоритм конструируемого мифа.

  Интерес к мифологии увеличивается с каждым десятилетием XX века. На мифах основаны литературные шедевры Д.Джойса и Г.Манна, М.Булгакова и Х.Л.Борхеса, Г.Гессе и Р.Толкиена. Но мифология проникает не только в литературу. В XX веке возникают социальные мифы, мифы эсхатологические, мифы научные.

  В той области литературы, которую принято именовать "фантастической", любовь к мифотворчеству еще сильнее. Вспомним и знакомых отечественному читателю А. Кларка с его техномифологией "Свидание с Рамой" (1973), Клайва Льюса с его "Венерианским циклом." (1943) и Роджера Желязны (Зилазни) с попыткой переосмысления древнегреческой ("Этот бессмертный" (1966), индуистской ("Князь света" (1967), древнеегипетской ("Создания света и тьмы" (1969) и кельтской мифологии ("Янтарные хроники" (1970-1991). Кроме них были и многие другие, например Эмиль Петайя (серия "Калевала" (1966-67), Роберт Холдсток ("Лес мифов" (1984), Брайан Стэблфорд ("День гнева" (1971).

  Однако, ни одно из этих творений не может сравнится с грандиозным эпосом М. Муркока, который строился этим автором буквально "по кирпичику" и ныне уже напоминает своей безразмерностью и грандиозностью Великую Китайскую Стену.

  Отечественному читателю творчество М. Муркока почти неизвестно, ведь нет ни одного (!) издания, где произведения этого автора были бы подобраны без грубых погрешностей. По отдельным публикациям представление о Муркоке сложилось не то, что "неполное" и "отрывочное", а просто искаженное до неузнаваемости, по сравнению с реальным.

  Приведу несколько примеров. Так, среди муркоколюбов популярна серия об "Эльрике из Мелнибонэ", которая состоит из девяти романов и одной повести. Первый роман из этой серии - "Город Грез" (переводимый часто как "Город Мечты") издавался пять раз, последний - "Приносящий Бурю" (в другом переводе "Буреносец") - один раз. Трижды тиражировались старые сборники рассказов об Эльрике (от которых сам Муркок давно отказался, создав на их основе романы). И единожды - сильно урезанный и скверно переведенный третий роман - "Плывущий по Морю Судьбы". Остается только гадать, как этот муркоковский герой мог понравиться читателю, который имел возможность познакомиться только с началом и концом (в котором все непонятно, ибо сюжетные завязки остались в неопубликованных семи романах). Другой популярный сериал - "Хроники Хокмуна" состоит из семи книг. Первые четыре-объединенные в цикл "Рунный посох" издавались у нас шесть раз (правда с опечатками, ошибками, недопереведенными абзацами и пр.). Последние три, названные автором "Замок Брасс" впервые выйдут в свет в настоящем томе, ранее они никогда не публиковались! Та же участь постигла трилогию об Освальде Бастейбле, где переводился только первый роман "Небесный полководец", дилогию о Джерри Корнеле (выходила одна только первая часть- "Китайский агент"); трилогию об Эрикезе (этому циклу повезло больше - в начале 1991 года появился второй роман, через год - первый, правда уже в другом издательстве, третий не издан и по сей день); дилогией о Карле Глогере (повесть "Се-человек" выходила один раз, ее продолжение "Завтрак в руинах" - ни разу).

  Не лучше обстоит дело и с исследованиями о творчестве Муркока. "Опыт библиографии М.Муркока" был предпринят М.Холодилиным и опубликован в авторском сборнике "Ледовая шхуна". Можно смело сказать, что "опыт" не удался, так как в этом списке (библиографией назвать его при всем желании нельзя) масса грубейших ошибок. Комиксы на тему муркоковских "фэнтези" именуются "романом", сборники из нескольких повестей выдаются за оригинальные произведения; романы записанные в серии, никакого отношения к этим сериям не имеют, а так называемые "отдельные издания" - вовсе не "отдельные", а как раз серийные.

  Но парадокс в том, что для чтения и понимания произведений Муркока, нужно мало-мальски ориентироваться в творчестве писателя, ибо огромное количество ссылок на собственные ранние произведения занимает немалое место в его трудах. Западный читатель познавал Муркока по мере выхода книг, русский "фэн" был лишен такой возможности, поэтому ему могут помочь различные сноски, комментарии и приложения.

  Кто-то, прочитав эти строки задаст вопрос:"А нужно ли вникать во все эти литературные хитросплетения?" Ведь многие искренне уверены, что фантастика годится лишь для того, чтобы скоротать досуг. А развлекаться, задумываясь-это уже скучно! Мы считаем, что честный издатель, должен "выложиться" полностью. Дать своему читателю все, что тому может понадобиться. А последний уже сам разберется, нужно ему это или нет.

  Именно поэтому мы хотим предварить чтение нашего двухтомника заметками о "Вечном Воителе", так как "Хроники Хокмуна" являются последней, заключительной частью сериала.

  Итак, как же возник этот грандиозный замысел М. Муркока?

  Немного истории...

  В 1965 М.Муркок под псевдонимом Э.Р.Бредбери напечатал три романа "под Берроуза". Эти романы под общим названием "Город зверя" в 1993г. были опубликованы Санкт-Петербургским издательством "Северо-Запад". Спустя несколько лет М.Муркок издает сборник ранних рассказов, в котором подражает другому кумиру западных фантастов-Роберту Говарду, создателю знаменитого Конана-варвара. Но, верный традициям им же придуманной "новой волны",он делает своего героя не суперменом, как у Говарда, а физически немощным альбиносом, который не может жить полноценной жизнью, без отвара из целебных трав. Так появляется знаменитый Эльрик из Мелнибонэ. Герой пришелся подуше критикам и читателям и Муркок пишет об Эльрике еще и еще (последний, точнее говоря, пока последний роман этого цикла "Месть розы"вышел в 1991 году). Затем автор отвлекается от Эльрика, и ему на смену приходит Дориан Хокмун. Оба героя совершенно независимы и романы ничем не связаны. В ранних произведениях об Эльрике, равно как и в "Рунном посохе" нет и намека на "инкарнации", "параллельные миры" и "измерения".

  Муркок не ограничивается исканиями в одном лишь в жанре "фэнтези". Параллельно он пишет и научную фантастику, например "Изломанные Вселенные" и "Кроваво-красная игра", где разрабатывает свою псевдонаучную концепцию "многомерности" бытия. (Сам термин "многомерность" основатель "новой волны" позаимствовал у английского фантаста Джона Купера Паувиса (1872-1963), увековечив имя последнего в романе "У врат преисподней ветрено", 1965) В начале 70-х годов Муркок создает еще один сериал героической фантастики-"Хроники Корума", где пытается провести пока еще робкие параллели между своими литературными "измерениями". Во втором романе "Королева мечей", 1971, появляется Спутник Героя-Джерри-а-Конел, который рассказывает вадагскому принцу Коруму о том, что существуют различные ипостаси его-Корума личности в параллельных пространствах: Эльрик, Хокмун и Эрикезе (герой романа, написанного в 1970-"Вечный Воитель"). На этом пока слияние множества романов и заканчивается. Правда, в следующем произведении о Коруме-"Король мечей", 1971 мосты наведены уже более прочно-три ипостаси Вечного Воителя сливаются воедино для борьбы с колдуном Войлодьоном Гагнасдиаком.

  С середины 70-х годов Муркок начинает второй этап конструирования своей мегакниги: выходит в свет заключительная трилогия о Хокмуне - "Замок Брасс". И если в первых "Хрониках" об инкарнациях Вечного Воителя не упоминалось, то в последних эти понятия буквально не сходят со страниц. Ведь трилогией "Замок Брасс" Муркок решает завершить свой сериал.

  Но Маэстро допускает промах. В романе "В поисках Танелорни" есть эпизод о борьбе четырех инкарнаций Вечного Воителя с колдунами Агаком и Джагак. Эпизод, само собой, рассказан от лица Хокмуна (отметим про себя, что это 1975 год). Этот же эпизод, но уже от лица Эльрика представлен в романе "Плывущий по морю судьбы", окончательная редакция которого - 1986 год. В 1973-74гг. Муркок продолжает "Хроники Корума" и рассказа о борьбе с Агаком и Джагак (уже от лица Корума) там нет, по той простой причине, что придуман он был год спустя-в 1975, во время работы над романом "В поисках Танелорни". Последняя "Хроника Корума" заканчивается гибелью главного героя, и что-то поправить в очередном продолжении стало невозможно. Появляется первая трещина в Великой Китайской Стене "Вечного Воителя" - уже не все романы удается "перевязать". Видя, что стройность повествования нарушается, Муркок решает расширить границы своего сериала и этим мистифицировать читателя. В 1977 году переиздается последняя трилогия о Коруме. Писатель не вводит в книгу злополучный эпизод, но увеличивает число инкарнаций Вечного Воителя, за счет героев, которые в момент их создания не задумывались как инкарнации. Это - Карл Глогер - герой повести "Се-человек" (1969), за которую Муркок получил премию "Небьюла", скиталец по параллельным мирам Освальд Бастейбл, чьи приключения увековечены в "Небесном полководце" (1971), "Сухопутном. Левиафане" (1974) и еще не написанном "Стальном царе" (1981) и наконец - Джеремия Корнелиус - герой более чем полутора десятков романов и повестей, по одному из которых даже был снят игровой фильм. Все эти произведения были написаны в разные годы и поначалу никакого отношения к "Вечному Воителю" не имели.

  Правда мысль о "присоединении" Корнелиуса к пантеону "Вечного Воителя" возникла давно - еще в момент написания одноименного романа об Эрикезе - в 1970-м. Читатель, знакомый с творчеством Муркока "по самиздату" без труда узнает в потусторонних голосах автоцитаты из "Лекарства от рака" - романа о Корнелиусе, журнальный вариант которого появился в 1969 году. В первой части об Эрикезе Муркок упоминает и еще одну "фальшивую инкарнацию" - Конрада Эрфлайна героя "Ледовой Шхуны" (1969).

  Итак, начиная с романа "Вечный Воитель" (который и дал название всему сериалу) инфернальные голоса, перечисляющие предыдущие инкарнации героя, не смолкают. Пожалуй, наиболее впечатляющий перечень имен дан во втором романе об Эрикезе "Серебряные воины" (1973). Их там, как и бакинских комиссаров - двадцать шесть. Хотя, с другой стороны, что такое "двадцать шесть" перед лицом множественной Вселенной и Миллиона Сфер... Любопытно, что среди этих имен есть "реальные" персонажи муркоковских бестселлеров, это и Корум, и Эльрик, и Кловис Марка ("Сумеречный человек" (1966), и Асквиол из Помпеи ("Кроваво-красная игра" (1965), его рассказов из цикла "Обитатели времени" (1971) - Хронарх, Пепин и Мэлдун, а также герои романов еще не написанных, но уже обещанных публике, например, граф Обек из Канелуна (роман должен выйти в английском издательстве "Millenium" в 1994 году), и даже "заимствования" знаменитых эпосов- Улисс (Одиссей) и Неистовый Роланд.

  Потусторонние голоса-изящный и не требующий сложных усилий способ провести параллели между всеми романами, мистифицирующий читателя чисто "по-муркоковски", когда он, читатель втягивается в грандиозную игру, в которой из романов-кубиков может выстроить ту мифологическую башню, которая угодна его воображению.

  "А как же критики? - спросите вы, - сам автор?" Какое произведение сам Муркок включает в цикл "Вечный Воитель".

  Увы, этот вопрос останется без ответа. Сошлюсь на три источника (три составные части вопроса о "Вечном Воителе"). Первый-"Иллюстрированный справочник британских авторов", изданный в конце 70-х годов в США. Автор статьи о Муркоке относит к "Вечному Воителю" четыре цикла-о Хокмуне, Коруме, Эльрике и Эрикезе. А подборка-самая старая и ортодоксальная.

  Второй источник - "Энциклопедия научной фантастики", 1993 года английского издательства "Orbit" (edited by J. Clute and P.Nicholls), здесь помимо четырех "базовых" циклов упоминается дилогия "Семья фон Бекк" (первый роман которой "Пес войны и боль мира", 1981 -известен любителям по "самиздату", второй "Город в Осенних Звездах", 1986-на русский язык не переводился) и ранний цикл "под Берроуза" (о нем мы уже говорили)-"Воины Марса" (1965), "Город зверя" (1965), "Владыка пауков" (1965) и "Хозяева ямы" (1965).

  Третий источник. Молодое британское издательство "Millenium" в 1992 году задалось целью переиздать "Вечный Воитель", естественно, в авторской редакции. В это четырнадцатитомное собрание помимо всего вышеперечисленного включен цикл "Танцоры на Краю Времени" и "Сказания Края Времени", несколько романов из цикла о Корнелиусе, трилогия о Бастейбле, и ненаписанный роман о графе Обеке.

  Поэтому на сегодняшний день не существует единой точки зрения на состав сериала "Вечный Воитель". Наше издательство тщательно изучив этот вопрос хочет предложить свою версию (которая, кстати, наиболее близка к авторской). Ситуация необычна еще и потому, что тома Муркока (как это, увы, водится) выходят не по порядку, а по мере готовности перевода и редактуры. Поэтому то, что должно обозначить в первом томе мы делаем в десятом. Но, с другой стороны, поскольку десятый том является заключительным в сериале о Вечном Воителе, то не грех и напомнить последовательность томов.

Том 1
ДРАКОН НА МЕЧЕ (Сага об Эрикезе)
Вечный Воитель
Серебряные воины
Дракон на мече
Приложение:
Изломанные Вселенные
Кроваво-красная игра

Том 2
ПЕС ВОЙНЫ И БОЛЬ МИРА (Хроники семьи фон Бекк)
Пес войны и боль мира
Город в Осенних Звездах
Приложение:
Город Зверя
Повелитель пауков . . :
Хозяин шахты

Том 3
УЧАСТЬ БЕЛОГО ВОЛКА
(Сага об Эльрике из Мелнибонэ)
Город Грёз
Крепость Жемчуга
Плывущий по Морю Судьбы
Участь Белого Волка
Поющая цитадель

Том 4
ПРОКЛЯТЬЕ ЧЕРНОГО МЕЧА (Сага об Эльрике из Мелнибонэ)
Исчезающая башня
Месть розы
Проклятье Черного Мечи
Приносящей Бурю
Эльрик на Краю Времени

Том 5
ПРИНЦ С СЕРЕБРЯНОЙ РУКОЙ (Хроники Корума)
Рыцарь Мечей
Королева мечей
Король мечей
Бык и копье
Дуб и овен
Меч и конь

Том 6
СТАЛЬНОЙ ЦАРЬ (Легенды о Вечном Воителе)
Небесный полководец
Сухопутный левиафан
Стальной царь
Се-человек

Том 7
ВЛАДЫКА КАНЕЛУНА (Летопись о деяниях графа Обека)

Том 8
ТАНЦОРЫ НА КРАЮ ВРЕМЕНИ (Хроники Карнелиана)
Чуждое тепло
Пустынные земли
Конец всех песен

Том 9
У ВРАТ ПРЕИСПОДНЕЙ ВЕТРЕНО... (Предания Края Времени)
Бледные розы
Белые звезды
Древние тени
Мессия на Краю Времени
Приложение:
У Врат преисподней ветрено

Том 10
ЗАМОК БРАСС (Хроники Хокмуна)
Черный камень
Амулет безумного бога
Меч Зари
Рунный посох

Вечный Воитель