Цитадель Хаоса - сайт о творчестве Майкла Муркока

Кирилл Королев

Вступительная статья к изданию "Призрачный Город" ФЕЯ, 1992


   Имя замечательного английского писателя-фантаста Майкла Муркока до недавнего времени почти не было знакомо нашим любителям фантастики, хотя в мире оно получило широкую известность.
Майкл Джон Муркок родился 18 декабря 1939 года в Лондоне. Его детство пришлось на военную пору.

   Еще в школьные годы Муркок стал издавать рукописные научно-фантастические журналы. В выборе профессии он определился довольно рано и с пятнадцати лет стал зарабатывать на жизнь литературным трудом.

   Будучи редактором английского научно-фантастического издания «Нью уорлдз» («Новые миры»), Муркок в немалой степени способствовал развитию жанра фантастики, приветствуя порой весьма смелые эксперименты и решительно ломая устоявшиеся каноны. Журнал «Нью уорлдз» являлся выразителем идей так называемой «новой волны» — авангардного течения в современной фантастике, к которому принадлежат Брайан Олдисс, Томас М. Диш, Ларри Нивен, Сэмюэл Р. Дилейни, Джоанна Расc и другие.

   Однако как писатель Муркок по-настоящему сформировался уже после закрытия издания, что произошло из-за финансовых трудностей. Муркок стал признанным мастером жанра, что подтверждает, кстати, далеко не полный перечень полученных им наград: приз «Небьюла» в 1967 году за новеллу «Се человек!», впоследствии переработанную в роман; приз газеты «Гардиан» за лучшее литературное произведение 1977 года (за роман «Условие Музака» из сериала о Джерри Корнелиусе); приз «Уорлд фэнтэзи» в 1979 году и др.

   Творчество Муркока разнообразно. Им написано несколько книг, не имеющих отношения к фантастике, в частности — «Карибский кризис». Его перу принадлежит ряд «чисто» научно-фантастических романов: «Огненный клоун» (1965), «Китобоец» (1969), «Черный коридор» (1969). Вдохновленный романами Эдгара Р. Берроуза о приключениях на Марсе Джона Картера, Муркок создал собственную «марсианскую» трилогию (1965), куда вошли «Воины Марса», «Клинки Марса» и «Варвары Марса». Однако сильнее всего его влечет к себе жанр героической фантазии, и здесь он добился немалого. Достаточно сказать, что Муркок единственный из английских фантастов удостоился чести войти в Гильдию Меченосцев и Колдунов Америки — своеобразный клуб американских писателей, работающих в жанре «фэнтэзи».

   Свой первый роман «Разделенные миры» Муркок опубликовал в 1962—1963 годах. Именно в этом романе он впервые обратился к идее «множественного универсума», под которым подразумевается вселенная, где сосуществуют, иногда угрожая друг другу, различные реальности и где разыгрывается всякий раз иными персонажами в сущности одна и та же космическая драма — конфликт между Порядком и Хаосом. Быть может, в концепции временных циклов берет свое начало созданная Муркоком сага о Вечном Воителе — человеке, который перемещается из одной плоскости бытия в другую; отвечая призывам о помощи, он обречен на непрерывный бой.

   Сага о Вечном Воителе, в которую входят два романа «Вечный Воитель» (1970) и «Феникс в обсидиане» (1972), является как бы связующим звеном между всеми остальными сериалами. По словам самого Муркока, его романы представляют собой единое целое: «в них либо одни и те же персонажи, либо одни и те же ситуации, и вообще все они посвящены одному и тому же. Просто некоторые из них по сути своей метафизические, другие — метафорические, а третьи — реалистические».

   Среди многочисленных муркоковских сериалов можно упомянуть такие, как трилогия об Освальде Бэстейбле («Повелитель воздуха» — 1971, «Сухопутный Левиафан» — 1974, «Стальной царь» — 1981), как серия романов о Джерри Корнелиусе (девять романов, написанных в 1967—1981 годы), в которых Муркок пародирует сам себя, как сериал о Коруме Джайлине Ирси. Последний состоит из шести книг: это романы «Валет Мечей», «Дама Мечей» и «Король Мечей» (1971) (имеется русский перевод: Муркок М. «Повелители мечей».— СПб.: «Северо-Запад», 1991). Кроме них в сериал о Принце в Алой Мантии входят книги «Бык и копье» (1973), «Дуб и таран» (1973) и «Меч и конь» (1974).

   Но из всего написанного Муркоком в жанре героической фантазии наибольший успех выпал на долю сериала об Элрике, принце древней островной империи Мелнибонэ.

   Первоначально Муркок согласился написать для одного американского журнала несколько рассказов о Конане в подражание основоположнику современного жанра «фэнтэзи» Роберту Э. Говарду. Однако подражания не получилось. Элрик Мелнибонэйский совершенно не похож на Конана-варвара, как не похожи и своеобразны оказались произведения Муркока. В сериал об Элрике входят романы «Бурезов» (1965), «Призрачный город» (1972) и «Спящая колдунья» (1971), а также сборники небольших повестей «Плавание по морям Судьбы» (1977), «Колдовство белого волка» (1977) и «Поющая цитадель» (1974).

   В настоящий сборник умышленно включены произведения писателя, принадлежащие к разным сериалам, чтобы составить наиболее полное представление о творчестве замечательного английского фантаста.

Призрачный Город

   Кожа его цветом напоминала выбеленный ветрами череп; молочно-белые волосы ниспадали ниже плеч. С красивого, продолговатой формы лица глядели раскосые, подернутые поволокой печали алые глаза. Изящные руки покоились на подлокотниках трона, вырезанного из громадного цельного рубина.
  Он настороженно оглядывался, то и дело касаясь пальцами легкого шлема на голове, который искусные мастера отлили в виде готового взлететь дракона. На одном из его пальцев поблескивал перстень с редким камнем, именуемым Акториосом.
  В глубине бриллианта клубились призрачные тени, и казалось, что им так же невмоготу оставаться в своей драгоценной тюрьме, как юному императору - на Рубиновом Троне.
  Он посмотрел вниз, где у подножия ведущих к трону ступеней танцевали придворные. Движения их исполнены были такой изысканности и такой неописуемой грации, что казалось танцуют не живые существа, а призраки. Он не был заодно с этими людьми, людьми Драконьего Острова Мелнибонэ, которые десять тысяч лет владычествовали над миром и лишь сравнительно недавно утратили былую силу. Для них, жестоких и равнодушных, мораль означала только уважение традиций тысячелетней давности.
  Юному же правителю, четыреста двадцать восьмому потомку по прямой линии от первого императора-колдуна Мелнибонэ, эти воззрения представлялись не просто высокомерными, а глупыми.