Moorcock,
Michael (Майкл Муркок), род. в 1943 г., английский писатель
и редактор, один из признанных лидеров британской "Новой Волны".
Родился в маленьком городке Митчэме (графство Суррей) в семье инженера,
однако, переехав еще в детстве в Лондон, живет там до сих пор. Детство
и юношество писателя пришлись на особый период -- распад Британской
империи (не так давно мы и сами пережили нечто подобное, -- еще вчера
жили в могучем государстве, и вдруг, за пару лет империя рассыпается
в прах). Именно отсюда растут корни одной из главных тем в его творчестве
-- идея вечной, непрекращающейся борьбы с наступающим Хаосом, история
разрушении привычной системы мироздания и долгой, мучительной адаптации
к новой. Фактически рано лишившись семьи (его родители развелись), М.
еще подростком начал самостоятельную жизнь. После службы в Королевских
ВВС он заканчивает престижный Питманс--колледж, после чего с головой
окунается в богемную жизнь. С юных лет М. неплохо играл на гитаре и
других инструментах, а охватившая в ту пору Англию и весь западный мир
битломания повлияли на выбор жизненного пути -- он организовал и возглавил
группу "Hawkwind" ("Ястребиный
ветер"), в репертуаре которой было много его собственных
песен и композиций. Увлекался М. и политикой. В начале 1960-х годов
он примкнул к левым радикалам и два года редактировал печатный орган
Либеральной партии, журнал "Current Topics".
Позже он вообще стал анархистом и даже опубликовал в 1983 г. резкую
публицистическую книгу "Отход от свободы: эрозия демократии
в современной Британии". В начале 1960-х будущий редактор
и писатель в первый раз женился (всего был женат 4 раза; последний раз
- в 1983-м) - на журналистке и нф-писательнице Хилари Бэйли.
С ней он прожил 16 лет, став отцом двух дочерей и сына. Хотя группа
"Хоквинд" и оставила после себя несколько альбомов, а во время
пика популярности собирала немалую аудиторию поклонников, звездный час
М. наступил не на сцене. Фантастику будущий писатель жадно поглощал
(и пописывал) еще с раннего детства. При этом, М. весьма рано обнаружил
в себе довольно редкий дар -- он оказался талантливым редактором.
Сначала он
работал в любительских фэнзинах, где активно печатался и сам (его первый
журнальчик назывался "Приключения Тарзана",
и возглавил М. его в 18 лет). Именно на страницах этого самопального
издания увидела свет первая серия М. в жанре "героической фэнтези",
начатая в майском номере за 1957 г. рассказом "Сойян-меченосец"
(в 1977 г. рассказы серии были объединены под одной обложкой в сборнике
"Сойян"). Однако, главные средства к существованию давали
по-прежнему музыка (он также подрабатывал редактором в одном издательстве
детективной литературы). Все изменилось, когда Майкл познакомился с
Тедом Карнеллом, редактором многих профессиональных
британских журналов фантастики, духовным вождем и беспрекословным авторитетом
британского фэндома. Эта встреча стала судьбоносной, как для М., так
и для самого Карнелла и его детища - ведущего английского фантастического
журнала "Новые миры" (New Worlds), основанного
еще в 1946 г. Поначалу М. стал сам регулярно писать в журналы, возглавляемые
тогда Карнеллом, - "SF Adventures" и "Science
Fantasy", и быстро добился определенного успеха у читателей,
-- сразу книжными изданиями, а не в периодике, увидели свет тома "марсианской"
трилогии, созданной в подражание Э.Р.Берроузу (она вышла в 1965 г. под
псевдонимом Эдвард П.Брэдбери). А в 1964 г. журнал
"Новые миры" неожиданно закрылся, и Карнелл оставил редакторский
пост. Но, спустя несколько месяцев издание возобновило работу уже с
новым редактором - двадцатичетырехлетним Майклом Джоном М. После этого,
в течение семи лет, которые потрясли мир научной фантастики, "Новые
миры" стали рупором целого литературного движения - т.н. "Новой
Волны". Еще в юности М. горячо спорил с другими фанами,
утверждая, что современной фантастике, чтобы называться Литературой,
не хватает общелитературной грамотности и культуры, а также "человеческого
измерения". Что он имел в виду под этими понятиями, стало ясно,
как только ему представилась возможность продемонстрировать это на страницах
собственного журнала. Главной основой "Новой Волны"
было резко-агрессивное неприятие "классической" научной фантастики.
Поэтому, писатели-апологеты движения представляли из себя довольно пеструю
палитру разнообразных модных на тот момент литературных течений. Наиболее
известными представителями движения, кроме самого М., стали -- британцы
Брайан Олдисс, Джеймс Грэм Баллард, Джон Браннер, Майкл Джон
Харрисон, Джон Слейдек, Кристофер Прист и американцы
Томас Диш, Норман Спинрэд, Сэмюэл Дилэни, Роджер Желязны и Харлан Эллисон
(как видите, очень разные по манере авторы). Все годы, пока М. редактировал
"Новые миры", он не переставал писать. Но, лишь в середине
1970-х, когда Волна улеглась, критики и читатели, "обнаружили"
нового писателя, -- очень плодовитого, разнообразного, последовательного
в проведении каких-то своих навязчивых идей, а также интеллигентного,
ироничного и стилистически "экипированного" на любой вкус.
С самых первых произведений он приступил к созданию совершенно беспрецедентной
суперсерии, охватывающей, по замыслу автора, все его произведения. Для
этого, правда, пришлось разработать концепцию Мультивселенной
(термин позаимствован у видного английского прозаика Джона Каупера
Повиса), в которой сосуществуют различные параллельные
миры, постоянно пересекающиеся друг с другом. Романы этого мегацикла
написаны в разных жанрах -- тут и "твердая" НФ, и фэнтези,
и роман абсурда, и альтернативная история, и декаданс, и "космическая
опера", и даже детектив или реалистическая проза. Герои книг свободно
мигрируют из романа в роман, в итоге образуя богатое полифоническое
целое (чему нимало способствовало и частое переписывание автором ранних
произведений). [Все это превращает составление библиографии книг М.
в адский труд!]. М. создал несколько сериалов довольно специфической
"героической фэнтези". Впрочем, писатель никогда не скрывал,
что писал сериалы фэнтези ради денег, которые, в основном, ему были
нужны для поддержания "на плаву" своего журнала. Однако, его
сериалы получались весьма нестандартные и многосмысловые. Стоит только
присмотреться к его героям -- в отличие от лишенных сомнений суперменов
Берроуза, Говарда и других основоположников "героической фэнтези",
герои М. обычно -- мятущееся, одинокие, одержимые темными страстями,
фобиями и прочими явно несуперменскими качествами. Короче, они - люди
безо всяких приставок "супер" (можно сказать, что именно М.
стоит у истока современной "героики"). Перу М. также принадлежит
критическая работа, посвященная жанру фэнтези, - "Wizardry
and Wild Romance: A Study of Epic Fantasy" (1987). В настоящее
время М. живет в небольшом городке в Техасе (США, с 1993 г.), в свободное
от работы время коллекционируя редкие книжные издания конца XIX - начала
XX веков, увлекается также пешим туризмом, музыкой и рисованием. Награды
-- лауреат "Небьюлы", Всемирной премии фэнтези
и трижды -- Британской премии фэнтези. По его книгам
созданы ряд комиксов и видеоигр. При написании персоналии использована
статья Вл.Гакова "Вечный поборник" (в кн.: М.Муркок. Рунный
посох. М.: Армада, 1996).
В нижеприведенной
библиографии указывается книги ТОЛЬКО в жанре фэнтези (хотя разделить
по жанрам творчество Муркока очень сложно -- помимо всего прочего, его
герои часто мигрируют из романа в роман, вне зависимости от первоначальной
жанровой направленности). Если найдете к-л. ошибки, пишите.
Вечный Воитель
(на рус. яз. большинство фэнтезийных романов цикла выходили в собрании
сочинений Майкла Муркока в изд. "Северо-Запад"; сейчас их
издает изд. ЭКСМО) -- гигантский мегацикл, включающий в себя десятки
романов и повестей, написанных в жутком смешении жанров -- различных
видах НФ и фэнтези (и не только...). Герои цикла -- реинкарнации некого
Вечного Воителя, Героя и Победителя (в оригинале цикл называется "Eternal
Champion", но "чемпион" здесь имеет не спортивный смысл),
которому от начала и до конца Времен в разных параллельных мирах предстоит
играть решающую роль в глобальном столкновении сил Порядка и Хаоса,
выступая то на одной, то на другой стороне. Цикл объединен не сюжетом
(хотя герои одной серии иногда переходят в другую, а инкарнациям Вечного
Победителя даже доводится сражаться плечом к плечу), а общей философией
и идеологией, построенными на основе древнего учения зороастризма (и
более позднего манихейства), в центре которого -- идея вечной и непрекращающейся
борьбы двух начал, высших космических сил - Ормазда и Арихмана (М. много
лет увлекался этой религией; кроме того налицо элементы других теологических
моделей -- христианства, дзен-буддизма и скандинавско-кельтской мифологии).
В каждой из конкретных реальностей Мультивселенной, Вечный Победитель
принимает различные облики, в зависимости от того, какая именно инкарнация
здесь может понадобится. С литературной точки зрения, произведения мегацикла
написаны очень неровно, часто эстетски стилизованы, иногда пародийны.
К тому же, М. поистине "Вечный Чемпион" по многократному переписыванию
своих книг. Можно сказать, что именно М. стал главным постмодернистом
жанра фэнтези.
+Хроники
Эрикёзе: The Eternal Champion (Вечный Воитель,1962), Phoenix
in Obsidian (Феникс в Обсидиане/Серебряные воины,1970), The Dragon in
the Sword (Дракон в мече/Орден Тьмы,1986) -- герой этого цикла, -- американец
из XX века Джон Дейкер, в чьих жилах течет кровь индейцев-ирокезов.
Некая мистическая сила переносит его в далекое будущее, где человечеству
грозит полное истребление от гуманоидной расы элдренов, и Дейкер, которого
там именуют Эрикёзе, с помощью волшебного меча, восстанавливает Порядок,
уничтожая орды захватчиков. Однако постепенно он начинает понимать,
что "истина где-то рядом", но не прямо под носом, и влюбляется
в принцессу элдренов Эрмижад. Главное отличие Эрекёзе от других инкарнаций
Вечного Воителя в том, что он помнит все свои прошлые и будущие воплощения,
что причиняет ему огромные страдания. Во втором романе, он попадает
в мир покрытый льдами, где остатки человечества пытаются покорить Серебряные
воины. В третей книге вновь призванный Эрекёзе встречается с еще одной
инкарнацией Вечного Воителя - Эрихом фон Беком. И вместе они должны
освободить дракона, заключенного в мече.; The Swords of Heaven, the
Flowers of Hell (Мечи Небес, Цветы Ада,1978/совм. с Говардом Чайкином)
-- иллюстрированное издание (нечто вроде комикса) по мотивам саги.
+Хроники
Элрика -- самая популярная серия М. (вообще, не только фэнтезийная).
Это история последнего императора Мелнибонэ, некогда могущественейшего
государства мира, павшего под ударами варваров (не без помощи и самого
Элрика). Первоначально цикл задумывался как пародия на Конана: один
-- варвар-амбал с гривой черных волос, способный пришибить врага чем
попало и не испытывающий при этом никаких сомнений и сожалений, к тому
же презирающий магию, другой -- наследственный император-интеллектуал,
болезненный альбинос, черпающий силу лишь от своего волшебного Черного
Меча, буквально пропитанный магией и раздираемый сомнениями. Конан начинает
с низов, он вор, пират, наемник, который становится королем; Элрик же
проходит путь от императора до бездомного авантюриста. Впрочем, цикл
только начинался как горькая пародия, переродившись затем в весьма специфическую
"антигероическую" фэнтези. Элрик странствует по охваченным
Хаосом землям в компании с полуразумным, пожирающим человеческие души
и передавая их жизненную силу хозяину, заколдованным мечом Буревестником,
и непонятно -- кто в этом симбиозе хозяин, а кто -- раб. В результате
рождается новый Хаос, а принц становится предателем тех самых идеалов,
за которые будто бы обнажал меч. И в конце концов, Элрик находит смерть
от собственного оружия... . М. создал несколько сборников, которые затем
переписал, чтобы они не противоречили друг другу (я указываю только
финальный вариант). Серия состоит из двух циклов: Элрик из Мелнибонэ:
Elric of Melnibone/The Dreaming City (Элрик из Мелнибонэ/ Город Грёз,1976/1972),
The Fortress of the Pearl (Крепость Жемчужины,1989), The Sailor on the
Seas of Fate (Плывущий по Морям Судьбы,1976: сб./номинант Всемирной
премии фэнтези-1977), The Weird of the White Wolf (Участь Белого Волка,
1977: сб.), The Sleeping Sorceress/The Vanishing Tower (Спящая волшебница/
Исчезающая башня,1971/1970), The Revenge of the Rose (Месть Розы,1991),
The Bane of the Black Sword (Проклятие Черного Меча,1973: сб.), Stormbringer
(Буреносец,1977) -- основная сага о жизни последнего императора Мельнибонэ.
Родившись немощным альбиносом, он вынужден поддерживать свою жизнь при
помощи лекарств и магии. Когда Элрик отправляется в странствия по миру,
его трон и невесту захватывает кузен Йиркун. Получив от своего покровителя,
бога Хаоса Ариоха могучий рунный меч Буреносец, Элрик, во главе пиратского
флота из Молодых королевств возвращается в Мелнибонэ и превращает его
в руины, убивая и кузена, и свою возлюбленную (ее, правда, случайно).
Затем он отправляется в добровольное изгнание, и под прозвищем Белый
Волк принимает участие в многочисленных авантюрах. Затем Элрик встречает
новую любовь Заринию, но нет покоя суперантигерою, -- назревает Последняя
Битва между Владыками Хаоса и Порядка, и Элрик суждено сыграть в ней
решающую роль...(библиография дается по внутренней хронологии цикла);
Сказания об Альбиносе: The Dreamthief's Daughter (Дочь Похитительницы
Снов,2001), The Skrayling Tree: The Albino in America (Древо Скрелингов:
Альбинос в Америке,2003/предварительно анонсировался как The Silverskin),
Swordsman of Mirenburg (Меченосец Меренбурга, выйдет в 2004/ предварительно
анонсировался как Mournblade) -- еще один цикл об Элрике (здесь как
с Шерлоком Холмсом, -- читатели никак не дают "похоронить"
героя). На этот раз, Элрик видит сон о своих новых приключениях, --
в "Дочери" герои сражаются с фашистами и бессмертным злодеем
принцем Гейнором Проклятым, а в "Древе" спасают мировое древо
от дракона, чьи слезы убивают корни. Романы цикла очень тесно переплетаются
с циклом о семье фон Бек (и неизвестно, какая линия главнее. Впрочем,
несмотря на то, что в романах две трети занимают история фон Беков,
цикл все же называется "Сказания об Альбиносе", и посему я
отношу его к "Хроникам Элрика"; Elric at the End of Time (Элрик
на Краю Времени,1984) -- повесть, примыкающий к саге, в которой альбинос-изгнанник
переносится в далекое будущее, к Краю Времен (пересекается с другим
циклом М. -- "Танцоры на Краю Времени"; The Return to Melnibone
(Возвращение в Мелнибонэ,1973/совм. с Филипом Друллетом) -- иллюстрированное
издание (нечто вроде комикса) по мотивам "Саги об Элрике".
+Хроники
Хокмуна -- действие этого цикла происходит в далеком будущем,
когда мир впал в волшебное варварство, псевдо-Средневековье. По дорогам
этого мира странствует очередная инкарнация Вечного Воителя -- Дориан
Хокмун, герцог Кёльнский... Цикл распадается на два подцикла, связанными
только несколькими героями. Сага Рунного Посоха: The Jewel in the Skull
(Драгоценность во лбу,1967), Sorcerer's Amulet/The Mad God's Amulet
(Амулет волшебника/Амулет Безумного Бога,1968), The Sword of the Dawn
(Меч Рассвета,1968), The Runestaff/The Secret of the Runestaff (Рунный
Посох/Секрет Рунного Посоха,1969) -- в этой тетралогии Дориан Хокмун
стремится проникнуть в тайну волшебного Рунного Посоха, дабы уничтожить
Темную Империю Гранбретань. Он призван Посохом на защиту мироздания
от короля Хеона, владыки Гранбретани, чьи полчища покоряют страну за
страной и континент за континентом. Хокмун должен победить - иначе мир
погибнет.; Замок Брасс: Count Brass (Граф Брасс,1973), The Champion
of Garathorm (Защитник Гараторна, 1973), The Quest for Tanelorn (В поисках
Танелорна,1975) -- Империя Мрака рухнула. В решающей схватке погибли
герои, служившие Рунному Посоху, но Дориан Хокмун отправляется в опасное
путешествие, чтобы воскресить своих друзей, а затем найти загадочный
Великий город Танелорн, центр Мироздания.
+Хроники
Корума -- цикл об очередной инкарнации Вечного Воителя, вадагском
принце Корума Джайлине Ирси, именуемого также Принц в Алом Плаще. Состоит
из двух трилогий: Пиковые Владыки: The Knight of the Swords (Рыцарь
мечей/Валет пик,1971/ Британская премия фэнтези-1973), The Queen of
the Swords (Королева мечей/Дама пик,1971), The King of the Swords (Король
мечей/Король пик,1971/Британская премия фэнтези-1974) -- угасающая раса
гуманоидов-вадагов мирно доживала свой срок в замках, когда пришедшие
с соседнего континента мабдены-люди, начали истреблять их. Последний
из своей расы Корум лишается руки и глаза и клянется отомстить за себя
и своих сородичей. Постепенно он узнает, что за мабденами стоят Повелители
Хаоса, с которыми ему предстоит тяжелая борьба; Серебряная Рука: The
Bull and the Spear (Бык и копье,1973), The Oak and the Ram (Дуб и овен,1973),
The Sword and the Stallion (Меч и жеребец,1974) -- после победы над
Повелителями Хаоса прошло много лет, возлюбленная Корума Ралина умерла
от старости, а он постепенно сходит с ума, слыша по ночам призрачные
голоса. Его старый товарищ, вечный странник Джерри-а-Конел объясняет,
что к Коруму взывают далекие потомки народа его возлюбленной, которым
требуется помощь. Корум перемещается в другой мир, где остатки людей
с трудом обороняются от натиска Фой Мьёр - Народа льдов, и возглавляет
борьбу с угнетателями...
+Хроники
семьи фон Бек -- цикл о разных представителях германской семьи
фон Бек, не связанных сюжетно: The Warhound and the World's Pain (Пес
войны и боль мира, 1981/номинант Всемирной премии фэнтези-1982) -- действие
романа происходит в неком альтернативно-фэнтезийном Средневековье. Главный
герой -- ландскнехт Ульрих фон Бек, заключивший сделку с Люцифером,
ищет Святой Грааль, The City in the Autumn Stars (Город в Осенних звездах,1986)
-- в этой книге, написанной в традициях авантюрно-плутовского романа,
Манфред фон Бек, бежав из охваченного якобинским террором Парижа 1793
г., попадает в загадочный Город, где находит свою любовь и участвует
в событиях, также связанных со Святым Граалем; The Brothel in Rosenstrasse
(Бордель на Розенштрассе,1982) -- это псевдореалистический (!) роман
примыкает к циклу, так как главный герой, престарелый граф фон Бек,
вспоминает здесь свои эротические похождения в юные годы, накануне Первой
мировой войны; Lunching with the Antichrist (Завтрак с Антихристом,1994:
сб.) -- примыкающий к циклу сборник, состоящий из 7 историй о разных
членах семьи Бек. Действие происходит в XX и XXI веках (с 1925 по 2015
гг.), каждый персонаж играют здесь роль Искателя.
+Второй
Эфир: Blood (Кровь: фантазия Юга,1994), Fabulous Harbours (Невероятные
гавани,1995: сб.), The War Amongst the Angels (Война против ангелов,1996/номинант
Британской премии фэнтези-1996) -- цикл, примыкающий к саге о семье
фон Бек.. В первом романе потомки семьи живут на американском юге и
один из них, с типичным для персонажей М. именем Джек Караквазиан находит
проход между в иной мир, чудовищную вселенную Второго Эфира. В "Невероятных
гаванях" разные герои рассказывают свои истории. В "Войне
против ангелов" Роза фон Бек, разбойница с большой дороги, также
находит проход между измерениями и принимает участие в извечной борьбе
Хаоса и Порядка.
+отдельные
произведения и сборники: Sojan (Сойян,1977: сб.) -- сборник
ранних рассказов в духе Говарда и Бэрроуза о приключениях Сойяна-меченосца;
Gloriana (Глориана, 1978/Всемирная премия фэнтези-1979) -- альтернативно-историческая
фантазия. Могучей империей Альбион, куда входят Англия, Америка и большая
часть Азии, управляет королева Глориана (гибрид реальной королевы Виктории
и мифической королевы Глорианы из классической поэмы Э.Спенсера "Царство
фей"). В Альбионе царит Золотой Век. Однако, держится он во многом
благодаря усилиям канцлера Монтфалкона и его сети шпионов и убийц. И
однажды канцлер объединяется с врагами Альбиона, замышляя убить Глориану
и разрушить ее королевство. Эта книга считается одной из вершин творчества
М., причудливым гибридом фантазии Ренессанса и псевдоисторических реалий
19 века., Earl Aubec (Граф Аубек,1979: сб.) -- сборник рассказов, в
т.ч. о графе Аубеке, еще одной инкарнации Вечного Воителя, великого
завоевателя земель Хаоса из мира Элрика (император Мелнибонэ владел
мечом Аубека, до того как обрел Буреносец); Tales from the Texas Woods
(Сказания техасских лесов,1997: сб.) -- сборник мистико-фэнтезийных
рассказов, действие которых происходит в Техасе. Здесь есть и пародийный
вестерн, пересекающийся с историей Элрика, и мистический детектив под
Шерлока Холмса. В сборник также входят ряд литературоведческих эссе;
Silverheart (Серебряное Сердце,2000/совм. с Сторм Константайн/rus) --
роман весьма своеобразной технофэнтези, действие которого происходит
в великом городе -- сердце Множественной Вселенной, который появился
в водовороте Хаоса в Начале Времен (причем это не Танелорн, хотя, быть
может, его "отражение"...). Пресыщенные путешественники сквозь
бесчисленные миры и реальности замирают в восхищении, любуясь иллюзорной
красотой загадочного Карадур-Шрилтаси, хранящего легендарные артефакты:
Зеркало Дракона, Алмаз Всех Времен, Серебряное Сердце... Однако старинный
город славен не только волшебным прошлым, но и не менее удивительным
настоящим, в котором встретились Макс Сильвер-Скин из Клана Серебра
и Леди Роза Айрон из Клана Железа. Бунтарь из благородной семьи, Макс
должен обнаружить тайны его наследия или погибнуть от клейма на своей
груди в виде серебряного сердца. А дело в том, что Макс - часть древнего
пророчества..