Цитадель Хаоса - сайт о творчестве Майкла Муркока

Valiant

Рецензия на роман "Черный Коридор"


- Что такое «Черный коридор»?
- Это бесконечный коридор самопознания...
- В каком смысле?..
- Ответь мне на такой вопрос: что можно увидеть во мраке?
- Ничего, наверное...
- Вот именно. А если ничего не видно вокруг, то человек начинает всматриваться в себя...
- То есть главное достоинство коридора в том, что он черный?
- А кто сказал, что у него вообще есть достоинства (шучу). Может быть.
Нет! Главное его достоинство,если можно так
сказать, в том, что он бесконечный.
- Если долго всматриваться в себя... если переваривать свое
сознание в кислоте одиночества, то можно сойти с ума!
- Что и требовалось доказать. Бредятина.
Понимаешь, черный коридор – это бредятина.
- Без которой, тем не менее, не выжить.
Из разговора с подругой, после прочтения,
собственно, «Черного коридора».

   Хочется говорить цитатами... Однако, должны быть и свои собственные слова, которыми можно передать впечатление от внециклового «Черного коридора». Этот роман в каком-то смысле необычен для Муркока. В результате смешения готического хоррора и научной фантастики получилась поэтичная антиутопия. Написанный в обычном «твердом» муркоковском стиле роман все же больше напоминает объемное стихотворение. Не поэму, а именно стихотворение. Из тысячи смыслов которого каждый выбирает по себе.
   Начало и конец у него фактически совпадают... он остается неоконченным. Для чего? «Черный коридор» бесконечен. Он заглатывает собственный хвост. Может быть в этом есть смысл? Какой смысл может быть у бесконечности? У бескрайности? У вечности? А если бы можно было пройти по «Черному коридору» до его окончания... кто знает, не оказались бы мы у исходной его точки... в начале... готовые к новому пути.
   Я попытаюсь описать смысловую канву произведения. Это довольно сложная работа, ведь дело здесь не в сюжете. Итак.
   Человечество приходит в окончательный моральный упадок. Всюду насилие. Группа Патриотов предлагает жертв в виде Чужаков. Якобы на Землю пришли инопланетяне и, подделавшись под людей, пытаются завоевать нашу планету. Подобное заявление приводит к массовым демонстрациям. Вскоре начинаются буквально сатанисткие игрища, в ходе которых убивают абсолютно невинных людей. Политическая обстановка в Англии накаляется. Близится конец света. И это уже не домыслы ученых, а последствие всеобщего безумия.
   Горстка друзей, которые не поддались общему сумасшествию, решают сбежать с Земли. Для этого они достают звездолет и улетают в открытый космос. В общем-то главный сюжет в этом. Капитан Райн, остальные спят в отдельном отсеке. Капитан время от времени вспоминает о прошлом и ему постоянно снятся кошмары.
Но глубинный смысл романа как раз в его закрученности. По форме повествования он напоминает больше улитку, которая все дальше и дальше залезает в свой панцирь и в конце концов застревает в нем где-то далеко, там, где казалось бы его быть уже не должно.
   У Райна начинаются галлюцинации. Он сходит с ума. Слетает с катушек. Половина романа – это его полуявь, полусон. Может быть не все то, что мы считаем сном – сон, а может быть мы ошибочно что-то приняли за явь? Главная сложность при чтении «Черного коридора» держаться на поверхности бреда. Ведь безумие, как воронка, запросто затянет в пучину.

   Внутри романа спрятано много ссылок к другим произведениям... причем, зачастую видно, что сам Муркок и не собирался их делать. Хотя есть, конечно, и видимые невооруженным взглядом. Скажем, отсылка к По. Этот эпизод использовался еще у Стивена Кинга в «Сиянии». Кто читал, тот сразу догадается. БАЛ. Кошмарный бал... Должно быть это и вправду страшно, раз столько авторов обращаются к этому образу. Хотя может быть тут большую роль играет сама фигура великого Эдгара По. Не его ли тень висит над бредовыми вставками «Черного коридора»?..
   Или такая вот цитата... по-моему в литературоведческом смысле гениальная... как известно, все гениальное просто. «Однако время утопий давно кануло в вечность». Это относится не только к самому жанру (хотя и в этом смысле справедливо), тут речь идет об утопии человеческого сознания. Да... homo sapiens больше не обольщается по поводу своей роли в Великой Вселенной. Утопии социальные потеряли свой смысл. Кто сейчас поверит радужным обещаниям политиков? Разве что – дети... а человечество в целом давно уже вышло из младенчества. Что такое утопия? Это счастливое будущее. То есть даже можно сказать – призыв к мыслям о счастливом будущем и к стремлению к тому самому счастливому будущему. Кажется, человек начал жить настоящим. К добру ли?
   Ссылок много... не успеваешь все их заметить. Этот роман было бы интересно прочитать с карандашом. Много мыслей поражают своей яркостью и сочностью – до крови. Да, если бы вся литература была такой же, не боящейся боли, нервов и, в конце концов, безумия... наверное, тогда она потеряла бы смысл.

   «Черный коридор» - это шедевр. Но шедевр тяжелый.
   Он не мимолетен. Не сиюминутен. Не злободневен.
   Он рассказывает нам историю, которую мы не хотим понимать... наверное, мы боимся свергнуться в ту пучину понимания, из которой не удастся вынырнуть. Стоит ли ломать кости своего обывательского восприятия ради удивительного мира, в котором нет той беззаботности, но есть те открытия? Раньше я ответила бы, что не стоит. А теперь не могу сказать ничего: ни «да», ни «нет». Потому что «Черный коридор» увел меня в свой странный мрак.
   Может быть я зайду в тупик? Или выйду на место старта? Или навсегда затеряюсь в неведомом пространстве?
   Не бойтесь открывать книгу и понимать, что она перестает быть просто «книгой» и становится чем-то большим.

P.S. С трудом укладывается в сознание само понятие вселенной, оставаясь для большинства некой абстракцией – без смысла и содержания.

Черный Коридор
(The Black Corridor)