Странно
сейчас вспоминать те времена, когда мы были от Муркока и его Вечных
Воителей в искреннем восторге. Наверное, по первому разу просто сказывался
эффект необычности, непривычности антуража, поведения героев и авторской
манеры письма. Но по десятому разу все эти похождения неуязвимых и вечных
героев начинают становиться невыносимо скучными.
Да и вообще,
кто сказал, что Дэвид Дейкер, он же Эрикёзе, он же Урлик Скарсол, он
же Корум Джайлин-как-его-там является настоящим Героем? Герой, тем более
Вечный - это Конан, без страха и упрека, мозгов и личных привязанностей.
По сравнению с ним Дейкер-Эрикёзе смотрится просто антиподом, рефлексирующим
интеллигентом, постоянно не уверенным в себе и готовым по любому поводу
впасть в истерику. А совершают великие подвиги и спасают от Хаоса бесчисленные
миры, в основном, его куда более спокойные друзья и спутники.
Антураж Шести
Миров Колеса, где на этот раз выпало совершать свои подвиги Герою и
его очередным спутникам - элдренской воительнице Алисаард и бежавшему
из нацистского концлагеря графу Эриху фон Беку, - тоже не отличается
особой изысканностью. Несмотря на множество велеречивых описаний, и
города-корабли Срединных Болот, и сказочные дворцы Гнеестенхайма, и
земля урсинов Барангхайм выглядят всего лишь ярко и аляповато раскрашенными
картонными декорациями. Новые приключения Эрикёзе тоже не отличаются
оригинальностью - на этот раз, чтобы спасти Миры Колеса от нашествия
сил Хаоса, ему требуется отыскать очередную инкарнацию Черного Меча.
Теперь в мече заключен дракон, которого надо выпустить на свободу, а
самим мечом разбить волшебный камень Акторис, чтобы вызвать на борьбу
с Хаосом войско Потерянных воинов. Словом, перед нами обычный фэнтезийный
"квест" - путешествие со "страшными опасностями и ужасными
приключениями". Разве что слегка расцвеченное пребывание героев
в подземелиях Нюрнбергского замка, где нацистские вожди Гитлер, Геринг
и Гиммлер тщетно вопрошают Святой Грааль о том, что им лучше сделать:
напасть на Россию или посвятить силы изготовлению атомной бомбы?
А может быть,
Муркок всего лишь пародию писал, ядовитое издевательство над жанром,
его канонами и стандартными образами? С искренним наслаждением наблюдая,
как толпы почитателей принимают все это за чистую монету. Переверните
книжку - и вы увидите, как с задней обложки ехидно ухмыляется автор.