Майкл Муркок - одна из самых странных и интересных фигур
в англо-американской фантастике шестидесятых. Дебютировав как автор
чисто коммерческих проектов, написав горы "мусорных" текстов
с главнымигероями, до боли напоминающими то Джона Картера Эдгара Берроуза,
то говардовского Конана, он в то же время прославился как создатель
изысканных декадентских романов и редактор самого смелого нонконформистского
фантастического журнала - британских "Новых миров".
Книгами из его цикла о Вечном Воителе зачитывались
подростки из рабочих кварталов - а рассказы Балларда и Приста, Спинрада
и Олдисса, Дика и Дилэни, которые он печатал в своем журнале, давали
пищу умам молодых британских интеллектуалов. Хотя, если вдуматься, в
этой ситуации нет ничего удивительного. "90% чего бы то ни было
- халтура!" - говаривал Теодор Старджон. Но фишка в том, что именно
благодаря этим девяноста процентам остальные десять получают право на
существование. Если бы Муркок не писал "тэш", вряд ли у него
появилась бы возможность выпускать экспериментальный журнал. Дело нестолько
в экономической независимости, сколько в репутации. Не зарекомендуй
себя Муркок в качестве ответственного и работоспособного человека, знающего
SF&F-канон как свои пять пальцев (и охотно эксплуатирующего широко
распространенные схемы), черта с два его пригласили бы на место главного
редактора "New Worlds" после Карнелла. И вполне возможно,
что британская "Новая волна" не получила бы главной своей
печатной площадки, а Муркок так и остался бы "элитарным" писателем
третьего ряда, известным разве что горстке специалистов по истории жанра...