Многие
относят "Хроники Элрика" к "черной" фентази, и действительно,
читая основной цикл об альбиносе-антигерое, сложно с этим не согласиться.
Однако, если романы об Элрике - "черная" фентази, то к какому
жанру отнести цикл "Танцоры на Краю Времени"? Ироническая
фентази, фентази абсурда? Возможно... А
к какому жанру отнести произведение, содержащие элементы и "черной",
и "иронической" фентази?
Именно
таким симбиозом двух жанров и является повесть "Элрик на Краю Времени".
Здесь вам и ироничные лицедеи-декаденты, каждый в своей маске; и меланхоличный,
неприкаянный принц-альбинос.
Сам роман связан с основным циклом лишь парой строк. Элрик возвращяется
в Имррир, чтобы вернуть себе трон, захваченный кузеном Йиркуном, но
по воле судьбы попадает не в Мелнибонэ, а на Край Времени, угрожая своим
появлением всему мирозданию.
Нельзя сказать, что, попав в такую ситуацию,
альбинос остается самим собой. Он бесстрашен в схватке с семиглазым
творением Вертера, неприступен для соблазнительницы Кристии, а при встрече
с Уной Персон - Ксиомбарг - жалок и труслив. Постепенно он обретает
несвойственную ему самонадеянность и жестокость - захватывая город из
прошлого. И только Джеггеду-Ариоху под силу остепенить его.
Однако все эти качества кажутся наигранными, словно сам
Элрик стал лицедеем в маске, жителем Края Времени. Возможно именно поэтому
Вертер или Герцог Квинский даже не подумали о том, чтобы поселить его
в своих зверинцах, как любого другого путешественника во времени или
очередного Юшариспа; а приняли как собрата по духу. Кажется, что останься
альбинос в этом мире (не стоит забывать об эффекте Морфейла!!!), ему
было бы несложно ужиться с лицедеями-декадентами (не отступившими, кстати,
ни на шаг от своей роли на протяжении повествования).
Интересна
во всем этом спектакле и роль Лорда Джеггеда Канари. Он не отступает
от своего амплуа всезнающего божка, а концовка романа вносит очередную
интригу - кажется, что Джеггед - это и есть Ариох из мира Элрика. И,
учитывая поведение Лорда Канари в романах цикла "Край Времени"
со своими современниками в прошлом, сложно с этим не согласится.
Говоря
о симбиозе двух жанров, стоит добавить, что к к концу повести отголоски
"черной" фентази все сильнее угасают. И не остается почти
ни следа от меланхоличного характера альбиноса. Поэтому сие произведение
навряд ли стоит относить к основному циклу об Элрике, хоть и есть определенные
привязки. Тем кто любит цикл об Элрике и ненавидит "Танцоров"
повесть вряд ли понравится...