Цитадель Хаоса - сайт о творчестве Майкла Муркока

Wizard

Эльрик на краю Времени


    Многие относят "Хроники Элрика" к "черной" фентази, и действительно, читая основной цикл об альбиносе-антигерое, сложно с этим не согласиться. Однако, если романы об Элрике - "черная" фентази, то к какому жанру отнести цикл "Танцоры на Краю Времени"? Ироническая фентази, фентази абсурда? Возможно... А к какому жанру отнести произведение, содержащие элементы и "черной", и "иронической" фентази?

    Именно таким симбиозом двух жанров и является повесть "Элрик на Краю Времени". Здесь вам и ироничные лицедеи-декаденты, каждый в своей маске; и меланхоличный, неприкаянный принц-альбинос.
  Сам роман связан с основным циклом лишь парой строк. Элрик возвращяется в Имррир, чтобы вернуть себе трон, захваченный кузеном Йиркуном, но по воле судьбы попадает не в Мелнибонэ, а на Край Времени, угрожая своим появлением всему мирозданию.
    Нельзя сказать, что, попав в такую ситуацию, альбинос остается самим собой. Он бесстрашен в схватке с семиглазым творением Вертера, неприступен для соблазнительницы Кристии, а при встрече с Уной Персон - Ксиомбарг - жалок и труслив. Постепенно он обретает несвойственную ему самонадеянность и жестокость - захватывая город из прошлого. И только Джеггеду-Ариоху под силу остепенить его.
   Однако все эти качества кажутся наигранными, словно сам Элрик стал лицедеем в маске, жителем Края Времени. Возможно именно поэтому Вертер или Герцог Квинский даже не подумали о том, чтобы поселить его в своих зверинцах, как любого другого путешественника во времени или очередного Юшариспа; а приняли как собрата по духу. Кажется, что
останься альбинос в этом мире (не стоит забывать об эффекте Морфейла!!!), ему было бы несложно ужиться с лицедеями-декадентами (не отступившими, кстати, ни на шаг от своей роли на протяжении повествования).

    Интересна во всем этом спектакле и роль Лорда Джеггеда Канари. Он не отступает от своего амплуа всезнающего божка, а концовка романа вносит очередную интригу - кажется, что Джеггед - это и есть Ариох из мира Элрика. И, учитывая поведение Лорда Канари в романах цикла "Край Времени" со своими современниками в прошлом, сложно с этим не согласится.

    Говоря о симбиозе двух жанров, стоит добавить, что к к концу повести отголоски "черной" фентази все сильнее угасают. И не остается почти ни следа от меланхоличного характера альбиноса. Поэтому сие произведение навряд ли стоит относить к основному циклу об Элрике, хоть и есть определенные привязки. Тем кто любит цикл об Элрике и ненавидит "Танцоров" повесть вряд ли понравится...

Элрик на Краю Времени

   Элрик посмотрел вниз. Новые тревоги, новые недоумения! Стращилища и великаны делись невесть куда, зато прямо по воздуху плыли, стремительно приближаясь, странные корабли с огромными колесами по бортам и длинными трубами, из которых валил густой черный дым. На палубах кораблей толпились исполинские птицы с хищными клювами и сверкающими глазами, каждая - в черной шляпе с изображением черепа и скрещенных под ним костей и с обнаженной саблей в длинной когтистой лапе. Когда первый корабль с птицами подошел совсем близко, одна из них важно выступила вперед и гаркнула во все горло:
- Приказываю лечь в дрейф, или мы выпустим вам кишки!
-  Кто это? - удивился Епископ.
-  Морские ястребы, - спокойно пояснил Вертер. - Весьма кровожадные существа.
-  Неужели пираты? - ужаснулась Миссис Кристия.