С начала 60-х
из-за бурного прогресса технологии и промышленности научная фантастика
(НФ) перестала выполнять роль «общественного оракула», предсказывания
будущего: многое, о чем писали фантасты, через считанные годы входило
в обыденную жизнь. До некоторой степени эту бывшую нишу НФ заняла футурология,
а опережение реализации всяческих прогнозов жизнью стали называть «футурошок»
— шок от слишком быстрых перемен. В таких условиях НФ нуждалась в новом
мировоззрении для достижения целей, связанных в большей мере с человеком,
чем с техникой. Предъявленным требованиям соответствовало направление,
в дальнейшем получившее название Новая Волна.
Первые ласточки Новой Волны появились в авторитетном
журнале НФ «New Worlds» («Новые Миры»), где писатели-новаторы публиковались
на одних страницах с традиционными фантастами, доказывая преимущество
нового стиля над старым. Среди них выделяется Майкл Муркок (Michael
Moorcock) — автор почти 50 романов, главным образом, в жанре «черной
фэнтези», необозримого количества рассказов и даже составления рок-альбома.
Интересы Муркока, родившегося в 1939 году в Лондоне, связаны с литературой:
уже в 16 лет он редактировал юношеский журнал «Приключения Тарзана»,
немного позднее — Библиотеку Секстона Блейка. В 20 лет Муркок дебютирует
рассказом, напечатанным в «Новых Мирах». И, как подтверждение таланта,
в 1964 году, через 5 лет после первой публикации, становится редактором
журнала «Новые Миры», где работает до 1971 года. Литературное творчество
Муркока отмечено премией профессионалов и критиков НФ «Небьюла» 1967
года за роман «Се — человек!», в котором многие узнавали мотивы Толкиена,
Джойса, Диккенса.
Именно Муркок стал наиболее популярным и заметным
для читателя из-за своего интересного, как отметила критика, положения
разрушителя искусственных границ в литературе между реализмом и сюрреализмом,
фантастикой и поэтическим романом, исторической повестью и социальной
сатирой.