Имя
замечательного английского писателя-фантаста Майкла Муркока до недавнего
времени почти не было знакомо нашим любителям фантастики, хотя в мире
оно получило широкую известность.
Майкл Джон Муркок родился 18 декабря 1939 года в Лондоне. Его детство
пришлось на военную пору.
Еще
в школьные годы Муркок стал издавать рукописные научно-фантастические
журналы. В выборе профессии он определился довольно рано и с пятнадцати
лет стал зарабатывать на жизнь литературным трудом.
Будучи
редактором английского научно-фантастического издания «Нью уорлдз» («Новые
миры»), Муркок в немалой степени способствовал развитию жанра фантастики,
приветствуя порой весьма смелые эксперименты и решительно ломая устоявшиеся
каноны. Журнал «Нью уорлдз» являлся выразителем идей так называемой
«новой волны» — авангардного течения в современной фантастике, к которому
принадлежат Брайан Олдисс, Томас М. Диш, Ларри Нивен, Сэмюэл Р. Дилейни,
Джоанна Расc и другие.
Однако
как писатель Муркок по-настоящему сформировался уже после закрытия издания,
что произошло из-за финансовых трудностей. Муркок стал признанным мастером
жанра, что подтверждает, кстати, далеко не полный перечень полученных
им наград: приз «Небьюла» в 1967 году за новеллу «Се человек!», впоследствии
переработанную в роман; приз газеты «Гардиан» за лучшее литературное
произведение 1977 года (за роман «Условие Музака» из сериала о Джерри
Корнелиусе); приз «Уорлд фэнтэзи» в 1979 году и др.
Творчество
Муркока разнообразно. Им написано несколько книг, не имеющих отношения
к фантастике, в частности — «Карибский кризис». Его перу принадлежит
ряд «чисто» научно-фантастических романов: «Огненный клоун» (1965),
«Китобоец» (1969), «Черный коридор» (1969). Вдохновленный романами Эдгара
Р. Берроуза о приключениях на Марсе Джона Картера, Муркок создал собственную
«марсианскую» трилогию (1965), куда вошли «Воины Марса», «Клинки Марса»
и «Варвары Марса». Однако сильнее всего его влечет к себе жанр героической
фантазии, и здесь он добился немалого. Достаточно сказать, что Муркок
единственный из английских фантастов удостоился чести войти в Гильдию
Меченосцев и Колдунов Америки — своеобразный клуб американских писателей,
работающих в жанре «фэнтэзи».
Свой
первый роман «Разделенные миры» Муркок опубликовал в 1962—1963 годах.
Именно в этом романе он впервые обратился
к идее «множественного универсума», под которым подразумевается вселенная,
где сосуществуют, иногда угрожая друг другу, различные реальности и
где разыгрывается всякий раз иными персонажами в сущности одна и та
же космическая драма — конфликт между Порядком и Хаосом. Быть может,
в концепции временных циклов берет свое начало созданная Муркоком сага
о Вечном Воителе — человеке, который перемещается из одной плоскости
бытия в другую; отвечая призывам о помощи, он обречен на непрерывный
бой.
Сага о Вечном
Воителе, в которую входят два романа «Вечный Воитель» (1970) и «Феникс
в обсидиане» (1972), является как бы связующим звеном между всеми остальными
сериалами. По словам самого Муркока, его романы представляют собой единое
целое: «в них либо одни и те же персонажи, либо одни и те же ситуации,
и вообще все они посвящены одному и тому же. Просто некоторые из них
по сути своей метафизические, другие — метафорические, а третьи — реалистические».
Среди многочисленных
муркоковских сериалов можно упомянуть такие, как трилогия об Освальде
Бэстейбле («Повелитель воздуха» — 1971, «Сухопутный Левиафан» — 1974,
«Стальной царь» — 1981), как серия романов о Джерри Корнелиусе (девять
романов, написанных в 1967—1981 годы), в которых Муркок пародирует сам
себя, как сериал о Коруме Джайлине Ирси. Последний состоит из шести
книг: это романы «Валет Мечей», «Дама Мечей» и «Король Мечей» (1971)
(имеется русский перевод: Муркок М. «Повелители мечей».— СПб.: «Северо-Запад»,
1991). Кроме них в сериал о Принце в Алой Мантии входят книги «Бык и
копье» (1973), «Дуб и таран» (1973) и «Меч и конь» (1974).
Но из всего
написанного Муркоком в жанре героической фантазии наибольший успех выпал
на долю сериала об Элрике, принце древней островной империи Мелнибонэ.
Первоначально
Муркок согласился написать для одного американского журнала несколько
рассказов о Конане в подражание основоположнику современного жанра «фэнтэзи»
Роберту Э. Говарду. Однако подражания не получилось. Элрик Мелнибонэйский
совершенно не похож на Конана-варвара, как не похожи и своеобразны оказались
произведения Муркока. В сериал об Элрике входят романы «Бурезов» (1965),
«Призрачный город» (1972) и «Спящая колдунья» (1971), а также сборники
небольших повестей «Плавание по морям Судьбы» (1977), «Колдовство белого
волка» (1977) и «Поющая цитадель» (1974).
В настоящий
сборник умышленно включены произведения писателя, принадлежащие к разным
сериалам, чтобы составить наиболее полное представление о творчестве
замечательного английского фантаста.