"Я не подвластен страху,
Мне нет преград, ведь я,
Космический воитель,
Лечу, пронзая звук".
"Капитан Локхид
и Покорители Звезд"
Роберт Калверт
На первый взгляд,
читая трилогию об Освальде Бастабле (Повелитель Воздуха, Левиафан Шагает
по Земле и Стальной Царь), может показаться, что Муркок просто экспериментирует
с различными кризисными историческими моментами, иллюстрируя свою теорию
Миллиона Сфер, однако, в глубине своей, каждое из произведений цикла
противоречит таким поспешным выводам. Поэтому было бы интересно, с точки
зрения поздних идей Муркока, рассмотреть его ранние творения, например,
цикл о Марсе, Трилогию о Бастейбле, Цикл «Танцоры на Краю Времени»,
и, возможно, «Хроники Хоукмуна».
Бастейбл в
первом романе представляет интересы крепнущей Британской Империи. Он
посещает колонии и малоизученные части света, чтобы «обучать» аборигенов
основам Империализма. Здесь обнаруживается (по крайней мере, мне) некое
подражание стилю Редьярда Киплинга, стилю всепобеждающей Британии, становящейся
все более амбициозной. Однако в финале каждого из романов, автор, буквально,
уничтожает эту концепцию, создавая сильнейший моралистический эффект.
В первой книге
Британская Империя представлена как всемогущая держава, живущая без
Мировых войн (кроме разве что Бурской Войны в 1910 году). Однако, в
конечном счете, Бастейбл попадает в руки китайского разбойника, генерала
О. T. Шоу, который демонстрирует Бастейблу все зло Британской Империи
в отношении к своим колониям. Бастейблу предначертано участвовать в
одном из ключевых моментов истории Мультивселенной – пуске первой атомной
бомбы на Хиросиму. В первом романе лейтенант Майкл Джаггер, Корнелиус
Демпси, и Уна Персон помогут в конец запутавшемуся Бастейблу освоится
в альтернативном мире. Кажется, что чем больше Бастейбл связывается
с этими «светилами Мультивселенной», тем опытнее становится сам, тем
острее ощущает всю мощь и все несовершенство человечества.
Вторая книга
описывает период создания машин убийства О'бина и становления Африки
как супердержавы с «Черным Аттилой» во главе. Автор возвращается к теме
расовых противостояний, и снова кажется, будто Муркок снова преднамеренно
использует стилистические приемы Киплинга, наглядно иллюстрируя явное
пренебрежение правами человека и, в частности, расовую дискриминацию.
Как ни странно, в этом разорванном войной мире, одна страна выживает
в совершенной гармонии. Во главе с президентом Ганди она существует
на основах политической системы, основанной на «теориях немецкого мечтателя»
Карла Маркса. В данном случае Муркок, позволяет себе насмешку над гражданскими
правами американских граждан, и делает несколько намеков на дальнейшую
судьбу Бастэйбла.
Последняя книга
демонстрирует некоторое совершенствование взглядов Муркока как писателя,
теперь он уверенно пользуется созданной им теорией Мультивселенной.
Стальной Царь приходит к власти в мире, не знавшем большевистского переворота.
Муркок явно демонстрирует в книге свои симпатии к России, к тому же
этот роман был написан через год после выхода первого произведения о
Пиате (который, в свою очередь, появляется в «Стальном Царе», но только
как лейтенант). Сталин предстает, как опасный, склонный к обману широкой
публики и жаждущий власти диктатор, подмявший под себя казаков и остатки
российской армии. Появление же Перссон, Корнелиуса, и даже Профессор
Хиры, а также решение Бастэйбла присоединяться к Лиге Путешественников
во Времени – для Муркока это своеобразный финал. Как известно, Вечный
Воитель в действительности не имеет истинной свободы действий, а члены
Лиги наоборот стараются сохранять контроль над любыми критическими ситуациями
и могут свободно путешествовать по Мультивселенной, пока следуют своему
истинному предназначению (иначе становятся жертвой Эффекта Морфейла).
Поэтому получается, что Бастейбл либо вообще не Вечный Воитель, и «Кочевники
Времени» - просто поучительный рассказ одного из членов Лиги, или же
(что более вероятно, так как Бастейбл был ранее упомянут как одна из
инкарнаций Эрекозе) Уна просто пригласила Воителя, чтобы дать ему узнать
больше о его собственном предназначении и судьбе Мультивселенной, однако
сам он не способен, в действительности, изменять ее. Как бы то ни было,
таким «счастливым» финалом Муркок завершает трилогию, что не так уж
плохо, принимая в учет ее специфическую форму и построение.
Оригинал
статьи
© 1997 Патрик Кординер