"Волшебницу"
сложно отнести к жанру фэнтези. Скорее это научная фантастика. Однако
что-то мешает отнести сие произведение к жанру sci-fi. Возможно, необычное
для фантастики название рассказа - "Волшебница
Безмолвной Цитадели". А возможно то, что любое из произведений
Муркока - это скорее синтез различных направлений, представляющий в
совокупности жанр, абсолютно отличный от всех нам известных.
Действие
рассказа происходит на Марсе, как я понял в далеком будущем. Хотя, понятно,
что понятие времени в произведениях Муркока условно. Однако лично у
меня невольно возникли ассоциации с ранними "Хрониками Майкла Кейна".
Однако, параллели можно провести и с другими произведениями Муркока,
в частности с "Ледовой Шхуной".
Герой
рассказа - Джон Макшард. То, что он - еще одна из ипостасей Вечного
Воителя сомнений не вызывает. Налицо все атрибуты ВВ. С самого начала
cтановиться ясно, что пистолет Макшарда, "бэннинг", глотающий
души полубогов, - это Черный Меч. Однако дело скорей не в атрибуте,
а в действиях героя - он вновь спасает вселенную от древнего зла. Что,
собственно, и должен делать.
Так
вот, Макшард сильно напоминает Конрада Арфлейна: "Назвать
Макшарда одиночкой - уже своего рода тавтология. Капитан был воплощением
одиночества." А
главное испытание, которое пришлось выдержать и тому и другому - испытание
любовью. И дело не в том, что это разные инкарнации одного лица. Взять
хотя бы пресловутого Эльрика и Джерека Карнелиана - на первый взглад,
совершенно разные личности. Чего не скажешь о Макшарде и Арфлейне. Возникает
ощущение, что это одна и та же инкарнация, различны только имена.
При этом забавно читать в "Волшебнице" о суровых китобоях
с Нового Нантакета.
Сходна
и структура обоих произведений. В первой главе описывается характер
героя и раскрывается чуть ли не все его генеалогическое древо. "Эти
давно умершие родственники воевали против норманнов и англосаксов, были
рыцарями в армии Стюарта и маршалами в армии Наполеона"
И это немного утомляет. Однако конец "Волшебницы"
более оптимистичен: Макшард летит исследовать глубины космоса, тогда
как Арфлейн отправляется на север, искать Ледовую Мать. Понятно, что
поиски последнего обречены на провал. А вот Макшарда, я надеюсь, мы
еще встретим в новых произведениях мастера.
Автор переплетает
общие упаднические настроения произведения множеством литературных приемов,
и это делает рассказ непростым для прочтения, но чрезвычайно увлекательным.
Чего стоит только этот изящный оборот: "Но
душа Макшарда все еще находилась на месте, угадываясь по другую сторону
его серых глаз". Поэтому, при всей вышесказанной критике,
рассказ достоин прочтения. Просто находить параллели в романах Муркока
- одно из любимых занятий его читателей :о).