Майкл
Муркок (отрывок из статьи "Новая
волна в литературе второй
половины ХХ века")
Человек,
ставший основателем и организационным центром НВ, редактор Новых миров
и глашатай творческих принципов, лицо всего направления, М поистине
уникален. Он - и поэт, и музыкант, и журналист, и политик... Обилие
его литературной продукции потрясает. Критики неоднократно пытались
подступиться к оценке его трудов (в том числе и в России), но пока ничего
путного из этого не вышло, и М остается своего рода загадкой, харизматическим
знаком вопроса. О его мега-серии мы распространяться не будем: Вечный
воитель достоин отдельной монографии. Мы считаем, что в цикл входит
все написанное М - и серии, и отдельные романы и рассказы. Полный перечень
изданий дан в библиографии Д. Венна (энциклопедии содержат все же некоторое
количество пропусков).
Писателя издавали у нас очень много и бессистемно. Однако к данному
моменту в России издано большинство его фэнтези -сериалов и целый ряд
одиночных книг. Около трех десятков еще ожидают своей очереди. Среди
них немало замечательных сочинений, но - большей частью М говорит по-русски.
Насчет стиля этого самого разговора. Ужасные любительские переводы сменились
весьма профессиональными. СЗ вне конкуренции как по количеству изданий
М, так и по количеству приличных изданий (все исключения оговариваются
особо). Все рассказы М, переведенные на русский язык, взяты из сборника
Бегство от заката.
Берега смерти (др. Сумеречный человек).
Проходная для М вещь, в которой он обращается к темам, с которыми неоднократно
работали самые разные авторы: умирающая Земля, постядерный век и приход
зловещего героя, исполняющего некую миссию. Уж больно безысходный роман
получился - инцестом начинается и погибелью оканчивается. Да и по объему
книга столь мала, что напоминает скорее конспект приличного романа.
М пытался ее доработать, но ничего путного из этой затеи не вышло.
Воины Клама. Цикл повестей, написанных
М в молодости и представляющих собой его первые опыты в героической
фэнтези. Соджан - меченосец - самая крупная и известная из них. Ныне
представляет только исторический интерес.
Город зверя; Повелитель пауков; Хозяева ямы.
Самый простой сериал М посвящен приключениям на Марсе уверенного
в себе героя. С Вечным Воителем его ничто не связывает - уж больно бравурная
атмосфера постоянных побед окружает героя. Впрочем, инкарнации бывают
разные. Поэтому трилогия была позднее включена в состав мегацикла. Что
до сюжета - М следует традициям приключенческой литературы, прежде всего
Э.Р. Берроуза. Переосмыслив кумира, писатель с еще большим усердием
продолжал творить свои миры. А книга получилась неплохая - пару раз
читал с диким увлечением, правда, в юности...
Китайский агент. Первая часть
пародийной дилогии о Джерри Корнелле - суперагенте и ложной инкарнации
Воителя. До сих пор не прочел, но сталкивался только с восторженными
оценками. М иронизирует над символами массовой культуры с небывалым
энтузиазмом и достаточно связно.
Кроваво-красная игра. Первый роман
М, в котором формулируется теория множественности миров. Сюжет книги
в начале 60-х казался откровением. Автор ниспровергает все ограничения
космической оперы. Он перемещает действие с отдельных планет на арену
Вселенной, а затем происходит ее исчезновение (сжатие). Герои ищут спасения
в параллельной вселенной. Сцена, в которой совершается почти символическое
жертвоприношение центрального персонажа, поистине потрясает. Однако
журнальный характер работы писателя дает о себе знать: вторая часть
книги разительно не похожа на первую. М возвращается в горнило того
жанра, с которым поначалу боролся. Поэтому потрясающий роман лишается
цельности; галактические интриги не могут заменить той удивительной
космичности мышления, которую проявил молодой еще писатель. Увы, М не
возвращался к тексту романа. Будем надеяться, что переработка еще впереди.
Ледяная шхуна. Многие критики
считают этот роман одной из худших книг М, вменяя ему в вину топорность
сюжета и архаичный язык. На самом деле все не так просто. Еще одна версия
умирающей Земли, по которой странствуют искатели Знания, представляет
собой умелую стилизацию под морской роман в той модификации, которую
разрабатывал Д. Конрад. Зачарованный приключениями автор одновременно
и пародирует избранный жанр - а вдруг кто заметит? М неоднократно дорабатывал
эту книгу, придавая ей серьезное значение. Герой романа упоминается
в Фениксе в обсидиане как одна из инкарнаций Вечного Воителя. Увы, в
России издавался только любительский перевод одной из ранних версий
книги, что мешает насладиться ею в полной мере.
Небесный полководец; Воздушный Левиафан; Стальной
царь. Трилогия об Освальде Байстейбле, волею судьбы нашедшем
путь в иные измерения и пережившем там совершенно головокружительные
приключения с участием Ленина, Сталина и многих других культовых для
НВ фигур (включая - что для рокера М вполне понятно - Мика Джеггера).
Роман (в сущности, все три части очень тесно связаны) изящно, но несколько
манерно и приглаженно переведен на русский Е. Хаецкой. Несколько слабее
других сериалов М, веяния времени сказались здесь едва ли не ярче, чем
в книгах о Корнелиусе, сюжет иногда менее важен, чем образы - но если
судить непредвзято, эпопея Кочевники времени - один из лучших памятников
НВ, сочетание блистательной прозы и яркой, бурлескной философии. Трилогия
отразила все достоинства и недостатки направления; в ней (пусть и с
некоторым запозданием) сформулированы те принципы, которые объединяют
художников от НВ. Ругать эту книгу будут все и всегда; но и без нее
никак не обойтись.
Обломки времени (др. Новые приключения
д-ра Фауста, Ритуалы бесконечности). Несложный, но увлекательный роман
был издан под псевдонимом Д. Колвин, но вскоре занял место в ряду творений
М. На сей раз параллельных земель всего пятнадцать, и на них прогрессоры
под командой д-ра Фауста ведут борьбу с силами Хаоса. Научно-фантастический
сюжет не слишком утомителен; автора больше занимают архетипы и проблемы
Мультивселенной, теорию которой М блистательно обосновал. Книга посвящена
К. Присту и Ф. Прэтту - весьма показательный выбор.
Огненный шут (др. - Ветра Лимбо).
Не слишком удачный экскурс М в социальную фантастику. Борьба заглавного
персонажа - анархиста и разрушителя - с жесткой системой общества будущего
изложена от лица колеблющегося наблюдателя, старающегося избегать крайностей.
Но автор перестарался: его герои слишком схематичны, да и сюжет не особенно
впечатлит поклонников маэстро. Кстати, Огненный Шут появляется в романе
Трансформация мисс Минг на Краю Времени. Там персонаж сильно меняется
- по крайней мере, его идеи выражаются совершенно иначе. Сравнить их
в любом случае небезынтересно.
Пришелец (др. - Се человек). Единственная
книга М, удостоенная Небьюлы, блистательно и по-настоящему шокирующе
интерпретирует евангельские события. Я долго не мог решить, кощунство
ли это. Пожалуй, все-таки нет. С помощью машины времени закомплексованный
человек, склонный к гомосексуализму, переносится в древние времена и
занимает место Христа на кресте. Эта история изложена с массой неприятных
деталей и отталкивающих сексуальных сцен. Однако дело не только в христианстве.
М исследует возможность существования Вечного Героя в рамках одной из
классических религий, попутно исследуя те комплексы, которые отразились
в верованиях людей. У романа есть продолжение Завтрак в руинах, но увы,
прочесть его на русском пока не удастся.
Хроники Корнелиуса. Сериал представлен
в России тремя первыми романами - Финальная программа, Английский убийца
и Лекарство от рака. Любительский перевод явно не улучшает и без того
сложный текст, но за неимением лучшего... Самый амбициозный проект М
посвящен супергерою, отчетливо связанному в сознании читателя с контркультурой.
Джерри Корнелиус во всем достигает высшего мастерства - в сексе, религии,
политике. Но он так же легко отвергает большинство общественных институтов.
Первый и третий роман очаровали меня в наибольшей мере отсылками к эпохе.
Кроме того, в них все-таки просматривается сюжет. Хотя и слабо. Вообще
М создал скорее серию парадоксальных зарисовок, чем полноценных романов.
Отдельные главы слабо связаны друг с другом - разве что настроением.
Помимо реалий, часто нуждающихся в комментариях, в сериале много пародии
и самопародии, умело скрытой автором. Целые эпизоды намекают на что-то
еще, другие эпизоды указывают на предшествующие. Хаотичность, свойственная
модернистской фантастике, здесь достигла пика. Неудивительно, что культовый
сериал (первая книга даже экранизирована как Последние дни человека
на Земле с сохранением многих особенностей романа) так и не стал популярным.
Корнелиус слишком сложен для массового читателя. Однако для тех, кто
хочет постичь дух НВ, он незаменим.
Хроники Корума. Все шесть романов
представляют собой единый, очень строго продуманный и выстроенный текст,
начинающийся тремя реальными победами Вечного Героя, которые продолжаются
тремя мнимыми победами, ведущими к поражению и смерти. М рассказывает
притчу о судьбе своего Воителя, поэтому весь антураж сориентирован на
сказку. На земле Корума сражаются неведомые расы, а география ее ничем
не напоминает нашу родную планету. Сам Принц в Алой Мантии во многом
похож на Эльрика, его спутники, как всегда у М, неистощимы на сюрпризы,
многие сцены на юных читателей производят неизгладимое впечатление (я
до сих пор частенько перечитываю цикл). Впрочем, многие находят серию
простоватой, а анализ Вечного Героя - поверхностным. Но Принц действительно
инкарнация, а не самостоятельный образ и судить его надо по законам,
придуманным автором. Решайте сами, чего вы хотели бы от этой книги.
Но прочитайте ее обязательно.
Хроники Края Времени. Четыре романа
и три повести, посвященные Краю Времени и его обитателям, обогащают
наше представление о М и об энтропии, царящей во Вселенной. Автор и
противостоит Хаосу, и одновременно сочувствует ему. Эта парадоксальная
позиция нашла отражение и в авторской оценке героев, изменяющейся от
показного безразличия до любви и ненависти. Уникальность цикла не только
в стиле и языке - с этой точки зрения представляется едва ли не лучшим
созданием НВ. М при описании Конца мира неминуемо возвращается к началу.
И читатель узнает о культурных пристрастиях НВ и ее лидера, о скрытом
основании течения, казавшегося таким анархическим. Именно поэтому мне
больше всего нравится второй роман цикла - Пустые земли, в котором действие
архетипического балаганчика Муркока переносится в викторианскую Англию.
А какой портрет Уэллса нарисован! Как убедительны все детали. Вообще
стилистические изыски, существовавшие в первом романе как бы отдельно
от всего произведения, постепенно сливаются с описываемым миром и становятся
частью авторской концепции (в конце сериала язык несколько упрощается).
Повести вообще ближе к философской прозе века XVIII, нежели к современности.
М создал картину, поражающую глубиной и изысканностью, лежащую за гранью
времен.
Хроники семейства фон Бек. Лучший,
по-моему, сериал М представлен в России тремя первыми частями: Пес войны
и Боль мира, Бордель на Розенштрассе и Город в осенних звездах. Мастерство
стилизации в этом цикле достигло вершины. В первой части трансформируется
канон рыцарского романа, во второй - военных повестей, в третьей - приключенческого
романа начала 19 века. И во всех трех случаях М на высоте. Пес... показался
мне поначалу несколько упрощенным; автор словно бы вернулся к теме дуализма,
господствующего в мире. Но о Добре и Зле отсюда можно узнать гораздо
больше, чем кажется на первый взгляд. Средневековые мистерии как бы
восстают из пепла в удивительной книге. Бордель... переполнен эротическими
сценами и внутренними монологами. Здесь повествуется о потомке фон Бека
и о первой мировой войне. Выдумано только место - город Миренбург. Зато
как выдумано! Город... - лучшая из трех книг. Пересказать этот огромный
роман не представляется возможным. Слишком уж много в нем ниточек, ловушек
и подсказок для фанатов писателя. Только все это шуточки. Действие развивается
в совершенно ином русле. Прекрасный текст с возвышенным и печальным
финалом. В какой-то мере это и тоска по НВ. Я живу надеждой, что СЗ
выпустит все же новые книги серии, и мы узнаем, какие приключения еще
ожидают фон Беков.
Хроники Эльрика. Принц-альбинос
давно стал фактом массовой культуры, удобно устроившись между Конаном
и Блейдом. Только он, кроме размахивания колющими предметами, еще и
страдает по-настоящему. От пародии на Говарда (кстати, в первом романе
серии этого оттенка нет - он остался только в ранних повестях) М пришел
к самостоятельному миру и уникальному герою - одновременно сверх- и
недочеловеку. Северо-Запад выпустил в четырех томах откомментированный
текст эпопеи. Хотя примечания очень поверхностны, но лучше уж так, чем
никак. Сериал очень неровен; в итоге я предпочел первый роман. Месть
Розы несколько скучновата, несмотря на обилие психологических и мифологических
изысков, а финальная часть - Приносящий Бурю - слишком примитивно сконструирована.
Забавный эпилог Эльрик на Краю Времени - только отличный образчик самопародии,
но никак не самоценное произведение. Другие части цикла сориентированы
прежде всего на приключенческие сюжеты в выдуманных неистощимым Маэстро
мирах. Любители фэнтези свое получили, а вот НВ от Эльрика прибыли мало.
Хроники Эрикезе. Все тот же СЗ
выпустил наконец-то и третий роман цикла - через пять лет после двух
первых. Речь в серии идет о Джоне Дейкере - инкарнации Вечного Воителя,
способной вспомнить хоть случайно свои прочие воплощения. В их число
включаются герои М и персонажи различных мифологий. А в целом сюжет
сильно напоминает другие книги мегасерии. Только герой - землянин, как
у Берроуза, попавший в иной мир. Второй роман мне показался наиболее
декадентским и формально законченным. Третий, изданный как Орден Тьмы,
включает ряд интереснейших поворотов сюжета, связанных с нацизмом и
персонажами других серий (там появляется фон Бек), но перевод и огромное
количество опечаток вызвали мой праведный гнев. Такого СЗ не ваял очень
давно!
Волк. Очень хороший рассказ о
вампирах, какими их мог увидеть только М.
Всепоглощающая страсть. Здесь
объектом психоделической рефлексии является пиромания. Ух как ее живописует
маэстро - просто мороз по коже!
Гора (др. Вершина). Ну, тут я
почти ничего не понял. Очень напоминает раннего Балларда. Камерный и
невнятный рассказ.
Золотая ладья. Интересная, хотя
несколько занудная притча о важности Поиска. Своего рода психологическая
рефлексия по поводу фэнтезийных сериалов. Одна из глав одноименного
романа, полностью изданного в конце 70-х.
Непредвиденные затруднения. Своего
рода психоделическое приключение, герой которого странствует в своем
подсознании в поисках лекарства от поразившей человечество болезни.
Можно было написать на этот сюжет неплохой роман, но М ограничился объемным
и (если честно) посредственным рассказом.
Оседлавший время; Бегство из сумерек.
Эта мини - дилогия посвящена умирающей Земле и ее последним обитателям.
Некоторые из них обращаются к активной деятельности и в итоге многие
меняют в своей судьбе, да и в судьбе всего человечества. Особый шарм
придает историям налет иносказания и своеобразный стиль.
Руины. Эта история гораздо загадочнее
прочих, стилистически выверена и производит сильное впечатление. Пересказ
этой хроники обыкновенного безумия ничего не даст. Лучше прочитать.
Странный сад Фелипе Саджиттариуса.
Инспектор расследует преступление, в котором замешаны сплошь знаменитости:
Сталин, Гитлер, Бисмарк... Карнавал довольно забавный, но несколько
навязчивый. Впрочем, любителей подобного жанра у нас немало.
Лит.: Ройфе А.М. Танцы на краю времени: [Роман М. Муркока "Танцоры
на краю времени"] // Книжное обозрение. - 1994. - 12 июля (N 28).
- C. 19. - Подп.: Б.Анкин.
|
Майкл
Муркок |
|
Сорочан
А.Ю. "Новая волна" и
стоит ли с ней бороться"
Николс Питер (перевод А.Ю.
Сорочана) "Новая
Волна" |